ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


18 февраля 2003 г. N 104-ПП 

О    проекте    размещения    жилищного,
культурно-бытового,    коммунального   и
других   видов  строительства  в  городе
Москве на период 2003-2010 гг.          


     Во исполнение  постановления  Правительства Москвы от 27 июня
1999 года N 700 "О проекте размещения жилищного, культурно-бытово-
го,  коммунального и других видов строительства в Москве на период
2001-2005 годов" на территории города в 1999,  2000,  2001 и  2002
годах  осуществлялась реализация важнейших градостроительных и со-
циальных программ в области жилищной политики, системы расселения,
развития  культурно-бытового  обслуживания,  развития  инженерного
обеспечения, улучшения транспортного обслуживания и дорожно-мосто-
вого строительства, рационализации природопользования и охраны ок-
ружающей среды, сохранения и регенерации историко-культурного нас-
ледия.
     Однако, были недовыполнены принятые указанным  постановлением
объемы строительства объектов социальной сферы,  в том числе детс-
ких дошкольных учреждений, объектов физкультуры и спорта, поликли-
ник,  объектов культуры, продолжалась некомплексная застройка тер-
риторий.
     В связи с уточнением Москомархитектурой территорий, объемов и
сроков городского строительства, предусмотренных утвержденной гра-
достроительной документацией,  в соответствии с градостроительными
планами развития административных округов,  в целях устранения на-
метившихся  диспропорций  и обеспечения поэтапной реализации Гене-
рального плана развития города Москвы Правительство Москвы  поста-
новляет:
     1. Считать основными задачами реализации  Генерального  плана
развития города Москвы на период до 2010 года:
     - сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий
и территорий природного комплекса;
     - проведение комплексной  реконструкции  жилых  территорий  и
развитие социальной инфраструктуры местного уровня;
     - реорганизацию производственных территорий;
     - развитие  инженерно-транспортной  инфраструктуры и объектов
обеспечения жизнедеятельности города, в том числе объектов по ути-
лизации отходов строительства и сноса, бытовых отходов.
     2. Утвердить проект размещения жилищного, культурно-бытового,
коммунального  и  других  видов  строительства  в Москве на период
2003-2010 годов, предусматривающий:
     2.1. Сводные показатели, обеспечивающие комплексную программу
жилищного строительства объектами культурно-бытового, коммунально-
го назначения и транспортными объектами (приложение 1).
     2.2. Осуществление политики жилищного строительства по следу-
ющим направлениям:
     - приоритетное размещение жилищного строительства по  городс-
кому заказу в объеме 23,9 млн. кв.м общей площади;
     - завершение сноса панельных пятиэтажных  жилых  домов  серий
К-7,  II-32,  II-35, 1605 АМ, 1МГ-300 и других, приравненных к ним
по конструктивным особенностям,  а также ветхого  жилищного  фонда
общим объемом 5,6 млн. кв.м общей площади;
     - переход от эксперимента к полномасштабной реконструкции пя-
тиэтажных  индустриальных  жилых  домов  несносимых  серий  1-515,
1-510,  1-511, 1-447 в объеме 1,3 млн. кв.м общей площади, а также
исторически  ценного  и доиндустриального жилищного фонда в объеме
5,7 млн. кв.м общей площади в рамках специальных мероприятий, нап-
равленных на сохранение его ценностных параметров;
     - увеличение ежегодных объемов жилищного строительства по ин-
дивидуальным  проектам  с 32%  в настоящее время до 40%  от общего
объема ввода жилья.
     2.3. Размещение  на территории города жилищного строительства
в объеме 36,5 млн.кв.м общей площади при установленном объеме 33,6
млн.кв.м  общей  площади  или  4,2 млн.  кв.м ежегодно (приложения
2,3,4,5):
     - завершение  жилищного  строительства  в районах комплексной
реконструкции в объеме утвержденной градостроительной и  проектной
документации - 17,9 млн. кв.м общей площади;
     - завершение освоения районов массового жилищного  строитель-
ства в объеме 6,1 млн. кв.м общей площади;
     - размещение в сложившихся районах  центральной  и  срединной
зон города жилых домов общей площадью 12,5 млн. кв.м,  в том числе
на реорганизуемых территориях производственных зон, за счет вывода
отдельных объектов, а также за счет уплотнения и изменения функци-
онального зонирования, реконструкции и модернизации жилищного фон-
да.
     2.4. Развитие социальной инфраструктуры (приложения 6,  7, 8,
9,  10,  11,  12,  13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24,
25), направленное на:
     - комплексное  развитие сети местного уровня обслуживания на-
селения (социально-гарантированного минимума) в новых районах мас-
сового жилищного строительства,  в районах комплексной реконструк-
ции с целью достижения нормативной обеспеченности в сфере  образо-
вания,  здравоохранения,  социального обеспечения потребительского
комплекса, культуры, физической культуры и спорта;
     - повышение  уровня  обеспеченности объектами местного уровня
обслуживания населения в сложившихся районах административных  ок-
ругов  с  целью выравнивания диспропорций в развитии сети потреби-
тельского рынка и услуг, культуры и досуга, физкультуры и спорта;
     - реконструкцию  сети  школ и детских дошкольных учреждений с
заменой ветхого фонда;
     - увеличение  объемов строительства объектов культуры,  физи-
ческой культуры и спорта, социально-гарантированного уровня обслу-
живания,  в  том числе за счет использования первых нежилых этажей
существующих территорий  общеобразовательных  школ,  ведомственных
спортзалов для улучшения организации досуга детей и подростков;
     - расширение сети быстро окупаемых, прибыльных городских объ-
ектов торговли,  туризма,  офисов, а также многофункциональных об-
щественно-деловых комплексов;
     - строительство нежилых помещений для малого предприниматель-
ства, отвечающих современным техническим и функциональным требова-
ниям,  на  территориях  разного функционального назначения,  в том
числе: многофункциональных деловых центров для размещения предпри-
ятий малого бизнеса в спальных районах города, технопарков, терри-
ториальных центров развития предпринимательства, а также реоргани-
зация  производственных зон с выделением специализированных терри-
торий для размещения производственных объектов малого предпринима-
тельства.
     2.5. Развитие территорий природного комплекса  и  комплексное
благоустройство города (приложение 26), в том числе:
     - завершение формирования системы особо охраняемых  природных
территорий;
     - создание новых объектов озеленения  общего  пользования  на
территориях природного комплекса города Москвы в объемах,  предус-
мотренных постановлением  Правительства Москвы от 4 июня 2002 года
N 413-ПП "О первоочередных мерах по дальнейшему улучшению  состоя-
ния и развитию озелененных территорий города Москвы";
     - создание  объектов  природного  комплекса при реорганизации
производственных зон;
     - увеличение объемов реконструкции объектов озеленения общего
пользования на территориях природного комплекса  города  Москвы  в
объемах, предусмотренных разработанной Москомархитектурой Програм-
мой реконструкции городских объектов озеленения до  2010  года,  с
выделением первоочередных участков;
     - решение организационных вопросов, связанных с осуществлени-
ем компенсационного озеленения при градостроительной деятельности,
а также планирование этих работ в увязке с задачами  строительного
комплекса и программами благоустройства и озеленения города;
     - использование с максимальным экологическим и социальным эф-
фектом  неосвоенных  территорий природного комплекса,  в том числе
рекультивация территорий свалок;
     - совершенствование  рекреационного  использования территорий
природного комплекса города Москвы;
     - совершенствование  приемов  ландшафтной архитектуры,  в том
числе цветочного оформления,  путем повышения качества, увеличения
объемов  и внедрения новых технологий в соответствии с Генеральной
схемой цветочного оформления города Москвы;  использование  в  го-
родском  ландшафте  элементов  обводнения  (искусственные водоемы,
пруды и т.д.);
     - продолжение начатых работ по улучшению цветового оформления
и архитектурного освещения в соответствии с разрабатываемой  Гене-
ральной схемой комплексного благоустройства города Москвы;
     - дальнейшее совершенствование архитектурно-дизайнерских  ре-
шений малых архитектурных форм и элементов благоустройства,  вклю-
чаемых в МТСК-1.4 "Малые архитектурные формы и элементы  благоуст-
ройства территорий".
     2.6. Развитие инженерной инфраструктуры (приложение 27),  на-
целенное на:
     - строительство новых и реконструкцию существующих инженерных
сооружений и магистральных систем;
     - проведение ресурсосберегающих мероприятий  во  всех  сферах
потребления;
     - внедрение новой техники и технологий;
     - рациональное использование территорий,  занимаемых инженер-
ными сооружениями и магистралями, с учетом обеспечения нормативных
санитарно-защитных зон;
     - внедрение систем децентрализации на базе независимых источ-
ников;
     - снижение вредных  выбросов в атмосферу от источников тепло-
электроснабжения за счет внедрения энергосберегающих и экологичес-
ки безопасных технологий:  модернизации котлов с применением новых
газогорелочных устройств и автоматических систем контроля процесса
горения,  внедрения современных экологически чистых  котельных  на
газовом топливе, реконструкции маломощных котельных с переводом их
на газовое топливо и др.
     2.7. Развитие транспортного обслуживания и дорожно - мостово-
го строительства (приложения 28, 29, 30, 31, 32), обеспечивающее:
     - улучшение транспортного обслуживания населения в результате
комплексного развития всех видов городского  пассажирского  транс-
порта, в первую очередь скоростного внеуличного;
     - реализацию первоочередных мероприятий по развитию дорожно -
транспортной  инфраструктуры и повышение качества транспортных ус-
луг в соответствии с утвержденными градостроительными планами раз-
вития административных округов;
     - развитие сети объектов хранения,  паркирования и сервисного
обслуживания легковых автомобилей.
     2.8. Обеспечение экологической безопасности и охраны окружаю-
щей среды (приложения 33,34,35,36), в том числе:
     - снижение  антропогенного воздействия на окружающую среду до
экологически допустимого уровня;
     - сокращение  размеров  санитарно-защитных  зон  промышленных
предприятий,  в границах которых расположена  жилая  застройка;
     - улучшение санитарно-гигиенического состояния городских тер-
риторий за счет строительства  объектов  мусоропереработки,  сбора
вторсырья,  городских коммунальных служб и объектов содержания жи-
вотных.
     3. Руководителям Комплексов архитектуры,  строительства, раз-
вития  и реконструкции города и городского хозяйства Правительства
Москвы обеспечить выполнение работ по проектированию, строительст-
ву и реконструкции районов жилищного строительства, инженерных се-
тей и сооружений,  объектов электроснабжения,  транспорта,  дорож-
но-мостового  хозяйства,  социальной и коммунальной инфраструктуры
(приложения 2,  3,  4,  5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16,
17, 18,  19,  20,  21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32,
35, 36).
     4. Руководителю  Комплекса городского хозяйства Правительства
Москвы:
     4.1. Обеспечить разработку:
     - проектных предложений по  перекладке  существующих  магист-
ральных газопроводов с уменьшением технических зон и высвобождени-
ем под застройку территорий района Молжаниновский;
     - схемы теплоснабжения зоны ТЭЦ-25;
     - предложений по созданию системы надежной  подачи  газа  су-
ществующим  и  вновь  проектируемым  ТЭЦ,  ГТУ-ТЭЦ и РТС на основе
"Схемы теплоснабжения г.Москвы на период до 2020 г.".
     4.2. Установить контроль:
     - за сроками  строительства  и  реконструкции  первоочередных
объектов  теплоэлектроснабжения  и  объектов  дорожно-транспортной
инфраструктуры;
     - за безусловным выполнением сроков разработки документации и
строительства объектов  санитарной очистки г.Москвы от твердых бы-
товых отходов в соответствии с постановлением Правительства Москвы
от  18  июня 2002 года N 460-ПП "О повышении эффективности системы
санитарной очистки г.Москвы от твердых бытовых отходов".
     - за выдачей разрешений на производство работ по озеленению в
технических зонах метрополитена.
     5. Руководителю   Комплекса  социальной  сферы  Правительства
Москвы осуществлять ежегодно по итогам реализации в I квартале го-
да, следующего за отчетным, уточнение объемов строительства объек-
тов социальной  сферы  для  соблюдения  пропорций,  обеспечивающих
комплексность жилой застройки и первоочередные потребности префек-
тур административных округов в пределах выделяемых Комплексу лими-
тов капитальных вложений на соответствующий период.
     6. Департаменту  градостроительной  политики,  развития и ре-
конструкции города Москвы:
     6.1. В 2003 году обеспечить разработку плана  мероприятий  по
освоению под жилищное строительство на период до 2010 года резерв-
ных территорий,  в том числе территорий реорганизуемых  производс-
твенных объектов, воинских частей и др., с последующим представле-
нием на утверждение Правительства Москвы.
     6.2. В  2004  году  разработать  и представить на утверждение
Правительства Москвы  целевую программу гаражного строительства на
период до 2010 года по результатам анализа реализации  действующей
Целевой  программы  гаражного  строительства на 2003-2004 годы и с
учетом повышения эффективности использования территории.
     6.3. Совместно с Департаментом имущества города Москвы в 2003
году подготовить и представить на утверждение Правительства Москвы
предложения по использованию объектов долгостроя,  в том числе фе-
дерального подчинения с выделением первоочередных мероприятий.
     7. Префектурам административных округов города Москвы  и  Де-
партаменту  имущества города Москвы осуществлять контроль за расп-
ределением нежилых помещений в жилой застройке  в  соответствии  с
требованиями  обслуживания  населения объектами местного уровня по
действующим нормативам МГСН 1.01-99,  не допускать при их реализа-
ции отклонений от функционального назначения первых этажей по про-
ектам застроек.
     8. Префектурам административных округов  города  Москвы  сов-
местно с  Москомархитектурой,  Департаментом жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы обеспечить подбор участ-
ков под объекты городских коммунальных служб и объекты мусоропере-
работки и сбора вторсырья,  в объемах,  обеспечивающих потребности
округов (приложения 35, 36).
     9. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства  и  благоуст-
ройства города Москвы,  Управлению транспорта и связи города Моск-
вы, Управлению топливно-энергетического хозяйства города Москвы на
основании  разработанных и утвержденных отраслевых схем обеспечить
заказ в 2003-2005 годах Москомархитектуре  на  подбор  участков  и
подготовку  исходно-разрешительной  документации  на  все  участки
строительства головных инженерных и транспортных сооружений  (при-
ложения 27, 28, 29, 30, 32).
     10. Региональной энергетической комиссии города  Москвы  пре-
дусматривать  при формировании тарифов ОАО "Мосэнерго" на электри-
ческую и тепловую энергии размер прибыли,  обеспечивающий  ввод  в
установленные сроки энергетических объектов,  предусмотренных при-
ложением 27.
     11. Москомархитектуре на основании расчетных данных по согла-
сованию с Департаментом  природопользования  и  охраны  окружающей
среды города Москвы в 2003-2004 годах разработать программу мероп-
риятий по снижению вредных  выбросов  в  атмосферу  от  источников
централизованного  и  децентрализованного теплоснабжения (с учетом
роста нагрузок на объекты энергетики и теплоэнергетики при  плани-
руемом жилищном строительстве) в соответствии с предусмотренными в
градостроительных планах развития административных округов объема-
ми снижения валовых выбросов загрязняющих веществ.
     12. Москомархитектуре:
     12.1. В 2003-2004 годах на основе проекта размещения жилищно-
го, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства
в  Москве на период 2003-2010 годов разработать дополнительные ма-
териалы для актуализации Генерального плана развития города Москвы
на  период  до 2020 года,  части III Программы первоочередных гра-
достроительных мероприятий и схем  градостроительного  зонирования
градостроительных планов развития административных округов.
     12.2. При разработке пообъектных перечней строек объектов жи-
лищного и культурно-бытового обслуживания  социально-гарантирован-
ного  уровня руководствоваться объемными показателями,  предусмот-
ренными в приложениях 3,  4,  6,  7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16,
21, 27, 29, 32.
     12.3. При разработке  градостроительной  документации  произ-
водственных территорий,  подлежащих реорганизации, предусматривать
создание новых территорий природного комплекса с  учетом  установ-
ленных  градостроительными планами развития административных окру-
гов показателей.
     12.4. В 2003 году разработать адресные предложения по  завер-
шению программы переселения,  сноса и нового строительства кварта-
лов  комплексной  реконструкции  пятиэтажного  и ветхого жилищного
фонда.
     12.5. В  2003-2004 годах разработать и представить на утверж-
дение Правительства Москвы Схему рекреационного использования тер-
риторий природного комплекса Москвы,  включая разработку базы дан-
ных.
     12.6. Во II квартале 2003 года завершить разработку схем теп-
лоснабжения и электроснабжения города Москвы на период до 2020 го-
да и представить на утверждение Правительства Москвы.
     12.7. Выполнить в 2003 году предпроектные проработки по  под-
бору  земельных участков под объекты энергообеспечения (приложение
27).
     12.8. В целях улучшения санитарно-эпидемиологической и эпизо-
отической  обстановки в городе предусматривать при разработке про-
ектов застройки и проектов благоустройства размещение площадок для
выгула собак.
     12.9. В 2004 году разработать  предложения  по  корректировке
программы развития метрополитена и других видов скоростного транс-
порта с учетом более интенсивного строительства линий легкого мет-
рополитена в районы Солнцево,  Дмитровского шоссе и др. и размеще-
нию метродепо.
     13. Департаменту  экономической  политики  и  развития города
Москвы:
     13.1. Предусматривать по предложениям инвесторов, согласован-
ным с комплексами городского управления, заказчиками, проектными и
строительными организациями,  на 2003 и последующие годы включение
в установленном порядке в инвестиционные программы  проектирования
и  строительства  объектов  городской и социальной инфраструктур с
учетом сроков,  указанных в приложениях 8,  9, 10, 11, 12, 13, 14,
15, 16, 19, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 30, 32, 35, 36, в пределах
ежегодно выделяемых инвесторам лимитов  капитальных  вложений,  за
исключением объектов ОАО "Мосэнерго" (приложение 27), которые под-
лежат финансированию за счет тарифов на электрическую  и  тепловую
энергию (п.10).
     13.2. Предусмотреть в плане предпроектных и  нормативно-мето-
дических  разработок в области градостроительства по статье расхо-
дов бюджета города Москвы "промышленность, энергетика и строитель-
ство  -  типовое  проектирование" на 2003 год работы,  указанные в
пп. 4, 12 настоящего постановления.
     14. Считать утратившим силу постановление Правительства Моск-
вы от 27 июля 1999 года N 700  "О  проекте  размещения  жилищного,
культурно-бытового,  коммунального  и других видов строительства в
Москве на период 2001-2005 годов".
     15. Департаменту градостроительной политики,  развития и  ре-
конструкции города Москвы совместно с Москомархитектурой и с учас-
тием Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации
города  Москвы  и  префектур административных округов организовать
информационную поддержку проекта  размещения  жилищного,  культур-
но-бытового, коммунального  и  других видов строительства в городе
Москве на период 2003-2010 гг.  в  печати,  электронных  средствах
массовой информации, а также в средствах массовой информации адми-
нистративных округов и районов города Москвы.
     16. Контроль за выполнением настоящего  постановления  возло-
жить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ре-
сина В.И.
     О  ходе  выполнения  постановления  доложить  Мэру  Москвы  в
I квартале 2004 года.


П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков