Путь от нанимателя к собственнику - Обращение ассоциаций ТСЖ – учредителей Городской жилищной палаты

Мы живем в городе Москве. Мы ходим с вами по одним и тем же улицам, соседствуем в наших домах. На выставке в Манеже «Москва – шаг в третье тысячелетие» мы заглянули на двадцать лет вперед и увидели прекрасный, сказочный город! Но изменится ли наш сегодняшний мир к лучшему или нет – зависит только от нас самих!

Мы знаем, что в каждом доме должно быть тепло, уютно и спокойно. В каждой семье должны царить надежда, радость и счастье. Мы хотим жить в домах, достойных называться человеческими, и дворах, утопающих летом в цветах и зелени. Реформы в жилищной сфере начались в России почти десять лет назад с разрешения приватизации жилья гражданами. Сегодня реформа уже превратила половину квартиросъемщиков в собственников жилых и нежилых помещений и привела к изменению отношений сособственников почти в каждом многоквартирном доме.

Сегодня еще робко, но уже повсеместно, появляются наиболее совершенные формы территориального самоуправления – товарищества собственников жилья (ТСЖ). В рамках своей территории – земельного участка в определенных границах, обозначающих пределы отдельного земельно-имущественного комплекса (кондоминиума) – граждане-собственники жилых и нежилых помещений имеют право и возможность создать организацию самоуправления, у которой, а именно это имеет решающее значение, есть свой постоянно пополняющийся бюджет.

Возможность самоуправления – это требование, из-за которого поднимались восстания и делались революции. Сегодня его почти готовым представила законодательная власть в виде федерального закона «О товариществах собственников жилья».

Почти, потому что исполнительная власть очень тяжело расстается с правом распоряжаться бюджетными средствами, с правом делить чужие деньги, с правом самой себя контролировать, это с одной стороны. С другой стороны, народ, не до конца стряхнувший с себя рабскую покорность, вбитую в него десятилетиями тоталитаризма, с опаской, а иногда с неприкрытой агрессией встречает новое и пока непонятное для него явление – территориальное самоуправление, товарищество собственников жилья в кондоминиуме.

Поэтому массового перехода жителей в кондоминиумы не последовало. Более того, существует опасение, что если не предпринять срочные меры, то миллионы из тех, кто уже приватизировал свои квартиры, потребуют возвращения этих квартир государству, поскольку люди не располагают ни финансами, ни организационными и техническими навыками, необходимыми для владения, управления и эксплуатации жилых домов.

Мы, жители Москвы, товарищества собственников жилья, на своем примере хотим показать преимущества территориального самоуправления граждан. Разумеется, ТСЖ создаются не для того, чтобы быть примером для обозрения и подражания. Они создаются и просто живут как свободные граждане, управляя своей территорией и жилищным фондом, на ней расположенным. У них есть своя цель – построить счастье себе и своим семьям в своем доме. Но объективно они являются примером того, что дом, где есть хозяин, всегда ухоженнее, уютнее и лучше дома, который ничей и стоит без хозяина. Кроме того, он распространяет флюиды благополучия, примеры для подражания.

Сегодня в Москве из 38949 жилых домов, более чем в 11736 зданиях собственники домовладений представляют более 50 процентов всей площади в доме. Однако в городе на сегодня создано и официально насчитывается 466 домов, в которых зарегистрировано товарищества собственников жилья, еще меньше сформировано кондоминиумов, а реально ТСЖ управляют жилыми домами всего в нескольких десятках домов.

Бум создания в Москве жилищных товариществ пришелся на начало 90-х годов. Причем 400 из 500 товариществ, зарегистрированных в различных организационно-правовых формах, приходилось на Центральный административный округ. Граждане здесь были крайне недовольны, как обслуживаются их дома. В самоуправлении, в жилищных товариществах они видели в то время панацею от всех бед.

В феврале 1998 г. на городском семинаре, посвященном проблемам самоуправления в жилищной сфере, бывший префект ЦАО А.И. Музыкантский признал главной ошибкой исполнительных городских органов, что активность граждан в тот период не была поддержана, жилищные товарищества оказались не только в правовом, но и организационном вакууме, никто не пришел им на помощь.

Для того, чтобы добиться коренного перелома в больном для России жилищном вопросе, необходимо перевести жилищно-коммунальные службы на конкурентно-рыночную основу и передать все платежи по оплате технического содержания дома, коммунальных услуг и дотации к нам - объединениям жителей.

У государства всего два пути: во-первых, компенсировать дотациями тех жителей, у которых не хватает доходов на содержание своей квартиры и оплату коммунальных услуг, во-вторых, повысить эффективность работы жилищно-коммунальных служб и сократить расходы на эксплуатацию и содержание жилья.

Необходимо констатировать, что в настоящее время как на федеральном, так и на московском уровнях создана необходимая нормативно-правовая база по ТСЖ в домах существующей застройки.

Определен порядок передачи домов в управление ТСЖ, направления бюджетных дотационных финансовых потоков непосредственно на расчетные счета товариществ, использования нежилых помещений жилого дома, принадлежащих городу. В этом направлении в Москве уже подготовлены проекты соответствующих документов Правительства, а некоторые из них уже приняты. Утверждена Комплексная городская программа формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, ведется работа над городским законом «О самоуправлении в жилищной сфере».

Вместе с тем, недостаточно проработан вопрос об ответственности управляющих недвижимостью, нет порядка наложения штрафов на домовладельцев и должностных лиц, в случае не избрания ими способа управления кондоминиумом в виде лишения дотаций и субсидий для граждан собственников и чиновников, уполномоченных представлять интересы собственника в кондоминиуме. Домовладельцы слабо информируются о положительных примерах деятельности товариществ собственников жилья и преимуществах самоуправления.

На сегодня в Москве, да и в стране, не создана система эффективной подготовки и переподготовки кадров председателей правлений товариществ, профессиональных управляющих, главных бухгалтеров и т.д.

Нам необходимы книги, брошюры, сборники, жилищные альманахи, дискеты, компакт-диски, сайты в интернете о приватизации жилья, кондоминиумах и ТСЖ, местном самоуправлении, реформе ЖКХ, ипотеке, современных энерго- и ресурсосберегающих технологиях для жилых домов.

Вместе с тем, иждивенческое поведение отдельных групп собственников жилья определяется сегодня такими установками общественного сознания, которые формируют поведение собственников домовладений в совершенно другую сторону. Взяв от приватизации самое «вкусное» – права: владения, пользования и распоряжения, собственник «забыл», что у него есть еще масса обязанностей, которые он охотно возложил на ГРЭПы, ДЕЗы, управы, округа, правительство города. К таким установкам относятся следующие социально-психологические мифы:

·        ·        жить в ТСЖ экономически не выгодно;

·        ·        реформа ЖКХ сводится только к повышению тарифов и квартплаты;

·        ·        собственники не доверяют друг другу;

·        ·        домовладельцы очень боятся насилия и принуждения к вступлению в ТСЖ;

·        ·        люди думают, что будут платить в ТСЖ «за себя и за того парня» и т.д.

Хотя все это не так! Можно только сожалеть, что местная пресса и электронные средства массовой информации практически не дают отпор подобным мифам, установкам и настроениям.

Уровень нашей ответственности за качество среды обитания должен сдвинуться с черты хаотичного и беспомощного иждивенчества и подняться до реального хозяйствования не только в своей квартире, но и в доме, на прилегающей территории.

А поскольку в одиночку не очень похозяйствуешь, логика перемен ведет нас, соседей, к объединению – в жилищные товарищества, домовые комитеты, ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК, очередников на жилье, советы ветеранов и многодетных семей, другие союзы жителей по интересам и проблемам.

Перед первыми товариществами собственников жилья стоит еще задача вырвать из никак не разжимающихся рук исполнительной власти дотационные бюджетные средства, идущие на содержание жилищного фонда в кондоминиумах. Вырвать право, чтобы арендные средства, собираемые на содержание жилых и нежилых помещений и придомовой территории, тратились именно на содержание жилых домов и придомовой территории, а не на содержание власти.

И государственная политика, выраженная в законах, помогает нам в этом. Закон “О местном общественном самоуправлении в городе Москве”, вводящий в практику территориальные общины вместо обезличенных микрорайонов, подтверждает осознанность и продуманность государственной политики, направленной на создание в России зрелого гражданского общества.

Теперь слово за нами, жителями. Выйти из наших квартир, протянуть руку соседу, взять в руки лопату или метлу, чтобы очистить двор, взвалить на себя бремя ответственности за чистоту, порядок, безопасность и качество окружающей среды на своей небольшой, в пять-семь домов территории – это не просто.

Для этого мало одного желания. Надо научиться жить общиной, вспомнив наше далекое и не далекое прошлое, наши традиции русской соборности, взяв наш опыт создания и функционирования жилищных товариществ в 20-х годах XX столетия, а также кое-что из традиций европейского городского самоуправления, американских коммьюнити.

Необходимо ввести в обиход, как это было до революции, понятие «неделимого домовладения» и зафиксировать его в федеральных и московских законах, обеспечить вначале регистрацию кондоминиумов в существующих границах земельных участков за счет исполнительной власти, а затем регистрацию ТСЖ, предварительно значительно упростив процесс самой регистрации, регистрировать права собственности не только на квартиру, но и на долю в коллективной собственности, долю в придомовом земельном участке, увеличив тем самым цену каждой приватизированной квартиры.

В связи со взрывами жилых домов, прогремевших осенью 1999 г., среди важнейших вопросов во весь рост встал вопрос о том, «КТО ХОЗЯИН В ДОМЕ», кто будет организовывать жителей для обеспечения, совместно с правоохранительными органами, безопасности домовладений.

Приходится удивляться, почему в столице, известной своей склонностью ко всевозможным экспериментам и прогрессивным начинаниям власть встала в оппозицию органам самоуправления, которыми по сути являются ТСЖ. Почему так медленно решаются вопросы передачи нежилых помещений в собственном доме в управление товариществам, не решается вопрос с землей, а поступление бюджетных средств на расчетный счет товарищества обусловливается представлением огромного количества бумаг?

Даже то, что жилищными деньгами (нашими и дотационными) уже сегодня мы, жители, можем и даже должны распоряжаться сами, осознал далеко не каждый из нас. В то время, как Ю.М. Лужков сказал это недвусмысленно и публично: “Очень важно, чтобы граждане стали хозяевами жилищных денег”. А Ю.М. Лужков слов на ветер не бросает. Если сказано мэром, должно быть принято к исполнению.

Но, чтобы эти деньги действительно пошли на пользу и резко снизили затраты на содержание жилого фонда, мы, жители, должны в корне изменить отношение к своему жилищу, подъезду, двору и стать подлинными соседями, совладельцами, хозяевами конкретных помещений и территорий.

Собственникам также надо осознать, что дом – МОЙ, улица – МОЯ, подъезд, сквер, бюджет, город – все МОЕ, дворники, ГРЭПы, ЖЭКи, ДЕЗы, милиция – служат МНЕ и отвечают передо МНОЮ, получают деньги от МЕНЯ за сделанное. Если ЭТОГО нет, то местного самоуправления тоже нет.

Пока собственник не поймет, что у него единственный шанс стать полноценным хозяином территории – это активно влиять через органы местного самоуправления на муниципальных служащих, на власть, – до тех пор местного самоуправления в полном объеме не будет.

Все эти проблемы и вопросы стоят в повестке дня.

Честно говоря, нам надо учиться жить по-человечески. Для этого у нас нет столетий, как у других стран. Мы должны пройти эту школу здесь и сейчас. Школу самоорганизации жителей, школу поддержки и развития местных гражданских инициатив, своеобразную школу социального менеджмента.

Почему бизнесу и управлению учатся, а основам организации работы по месту жительства, созданию эффективных объединений жителей: собственников, арендаторов, нанимателей, способных решать достаточно сложные задачи территориального общественного самоуправления, – нет? Этот пробел следует как можно скорее восполнить.

Жилищная палата, как региональный центр управления частного жилья в виде некоммерческой (на правах общественной) организации, станет реальной организацией института местного самоуправления г. Москвы. Домовладельцы-собственники, объединившиеся в товарищества собственников жилья, ТСЖ, объединившиеся в ассоциации в своем районе и административном округе, ассоциации ТСЖ округов, объединившиеся в городскую жилищную палату, – вот путь объединения граждан и создания института местного самоуправления. Мы создали в Москве систему самоуправления, предусмотренную ст.12 Конституции Российской Федерации.

От решения этих конкретных проблем и вопросов, в конечном счете, и будет зависеть, в скольких из почти 40 тысяч жилых домов будут зарегистрированы кондоминиумы и товарищества собственников жилья, сколько жителей возьмут на свои плечи бремя ответственности за свой дом и придомовую территорию и, наконец, сколько собственников на вопрос «Кто хозяин в доме?», ответят положительно, заявив:

 

«ХОЗЯЕВА В НАШЕМ ДОМЕ – МЫ!ОБЪЕДИНЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ»

 

 Председатель совета Ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК «Центр»

Председатель совета Ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК «Юго-Запад»

Председатель совета Ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК «Юг»

Председатель совета Ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК «Запад»

Председатель совета Ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК «Юго-Восток»

Председатель совета Ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК «Северо-Запад»

Л.Н. Матеров

В.К. Хомяков

Э.Г. Лукьянов

Г.И. Темкин

О.Л. Былина

В.Н. Дронов