ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


15 июля 2003 г. N 551-ПП 

О   проекте   закона  города  Москвы  "О
молодежи"                               



     Рассмотрев проект закона  города Москвы "О молодежи",  Прави-
тельство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  проект закона города Москвы "О молодежи" (прило-
жение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный проект закона в
Московскую городскую Думу.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя Мэра Москвы  в Правительстве Москвы  Швецо-
ву Л.И.




П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 15 июля 2003 года N 551-ПП





                                                            Проект



                                ЗАКОН
                            ГОРОДА МОСКВЫ


О молодежи


     Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществле-
нием  государственной молодежной политики в городе Москве как сис-
темы мер, направленных на приоритетное создание правовых, экономи-
ческих и организационных условий, гарантий и стимулов для реализа-
ции молодыми гражданами конституционных прав с учетом  специфичес-
ких потребностей,  присущих возрасту, а также для интеграции моло-
дежи в систему общественных отношений,  для ее наиболее полной са-
мореализации  в интересах всего общества (далее - молодежной поли-
тики).

     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Правовые акты города Москвы о молодежи
     Система правовых  актов  города  Москвы о молодежи состоит из
настоящего Закона,  других законов города Москвы, содержащих нормы
об  особенностях  статуса молодых граждан в соответствующих сферах
общественных отношений,  и принимаемых в соответствии с ними  иных
правовых  актов.  Правовые акты города Москвы о молодежи не должны
противоречить Конституции Российской Федерации, нормам международ-
ного права,  федеральному законодательству,  Уставу города Москвы.
Иные правовые акты города Москвы о молодежи не  должны  противоре-
чить настоящему Закону.
     Статья 2. Цели молодежной политики
     Целями молодежной политики являются:
     а) создание молодым гражданам равных стартовых условий для их
наиболее полного включения в социально-экономическую, политическую
и культурную жизнь общества;
     б) содействие нравственному,  интеллектуальному и физическому
развитию молодежи;
     в) расширение  социально  значимых возможностей молодежи в ее
интеграции в систему общественных отношений и  достижении  личного
успеха;
     г) помощь молодым гражданам в решении их социальных проблем;
     д) содействие  становлению активной гражданской позиции моло-
дых граждан, их правовому воспитанию, воспитанию в духе патриотиз-
ма и уважения к истории и культуре Отечества,  к родному городу, к
другим народам,  предотвращение экстремистских проявлений в  моло-
дежной среде.

     Статья 3. Принципы молодежной политики
     Молодежная политика основывается на следующих принципах:
     а) законности;
     б) уважения личности каждого молодого гражданина;
     в) привлечения молодых граждан к непосредственному участию  в
формировании и реализации молодежной политики;
     г) гласности мер по осуществлению молодежной политики;
     д) дифференциации мер молодежной политики с учетом возраста и
потребности в социальной поддержке;
     е) межотраслевого взаимодействия при осуществлении молодежной
политики.

     Статья 4. Субъекты, относительно которых осуществляется моло-
дежная политика
     1. Молодежная политика в городе Москве осуществляется относи-
тельно:
     а) молодых  граждан  -  физических лиц в возрасте от 14 до 25
лет,  постоянно проживающих в городе Москве, физических лиц в воз-
расте от 25 до 27 лет, постоянно проживающих в городе Москве и по-
лучающих в очной и очно-заочной (вечерней) форме  профессиональное
образование,  а  также  физических лиц от 14 до 27 лет,  постоянно
проживающих за пределами города Москвы,  получающих в очной и  оч-
но-заочной (вечерней) форме образование в образовательных учрежде-
ниях, находящихся на территории города Москвы;
     б) молодых  семей  -  семей,  постоянно  проживающих в городе
Москве,  в первые три года после заключения брака (в случае рожде-
ния детей - без ограничения продолжительности брака), при условии,
что оба супруга не достигли 30-летнего возраста,  а также неполных
семей  с  детьми,  в  которых мать или отец не достигли 30-летнего
возраста. Для целей осуществления молодежной политики супруги-чле-
ны  молодых  семей (мать или отец в неполной молодой семье с деть-
ми),  не являющиеся молодыми гражданами в связи с достижением ука-
занного  в  пункте  "а" настоящей части верхнего предела возраста,
приравниваются к молодым гражданам. Указанные лица и молодые граж-
дане в совокупности составляют молодежь Москвы;
     в) молодежных организаций - созданных в соответствии с  феде-
ральным законодательством и зарегистрированных в установленном по-
рядке на территории города Москвы некоммерческих  организаций  или
действующих на территории города Москвы без регистрации в качестве
юридического лица общественных объединений,  не менее 75 процентов
членов (участников) которых составляют граждане в  возрасте  до 30 
лет.
     2. Среди  молодых  граждан  в целях дифференциации молодежной
политики выделяются:
     - несовершеннолетние  молодые  граждане  - молодые граждане в
возрасте от 14 до 18 лет;
     - студенты  -  молодые граждане,  получающие профессиональное
образование;
     - молодые граждане,  находящиеся в трудной жизненной ситуации
- молодые граждане-инвалиды, сироты, а также  иные категории моло-
дых граждан, определяемые Правительством Москвы.
     3. Порядок документального подтверждения принадлежности граж-
данина  к находящимся в трудной жизненной ситуации устанавливается
Правительством Москвы.
     4. Правовые акты города Москвы могут предусматривать иные ка-
тегории молодых граждан,  кроме  указанных  в  части  2  настоящей
статьи,  в  том  числе  категории,  не подпадающие под указанные в
пункте "а" части 1 настоящей статьи критерии отнесения  граждан  к
молодым гражданам,  если это не противоречит целям и принципам мо-
лодежной политики.
     5. Содержащиеся  в  частях 1 и 2 настоящей статьи определения
субъектов,  относительно которых осуществляется молодежная полити-
ка, даны для целей настоящего Закона.
     Никакие положения настоящего Закона, в том числе устанавлива-
ющие возрастные критерии субъектов,  относительно которых осущест-
вляется молодежная политика,  требования к условиям проживания  на
территории  города Москвы,  а также дающие определение молодых се-
мей,  молодежных организаций,  несовершеннолетних молодых граждан,
студентов, молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуа-
ции,  не могут толковаться и применяться как отрицающие реализацию
на  территории города Москвы прав граждан и юридических лиц,  пре-
дусмотренных федеральными законами,  иными федеральными  правовыми
актами,  а также прав, предоставление которых осуществляется в со-
ответствии с иными законами и правовыми актами города Москвы.
     При предоставлении  субъектам,  относительно которых осущест-
вляется молодежная политика,  льгот за счет средств бюджета города
Москвы в соответствии с федеральными правовыми актами,  идентичных
льготам, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, иными
правовыми  актами города Москвы,  льготы предоставляются по выбору
соответствующих субъектов.
     В случае,  если  федеральным законом будет установлена обяза-
тельность осуществления мер молодежной политики к более  широкому,
в том числе по возрасту,  кругу лиц, чем это предусмотрено настоя-
щим Законом,  положения настоящего Закона, до его приведения в со-
ответствие с федеральным законом,  применяются на основе соответс-
твующих положений федерального закона.


     Статья 5. Программный метод осуществления молодежной политики
в городе Москве
     1. В Москве принимается городская целевая программа, устанав-
ливающая комплекс мероприятий по осуществлению молодежной политики
и увязанная с мероприятиями других городских целевых программ.
     2. Городская целевая программа,  устанавливающая комплекс ме-
роприятий  по осуществлению молодежной политики,  должна содержать
мероприятия по стимулированию действий молодых граждан и  их  объ-
единений по решению городских проблем, по правовому воспитанию мо-
лодежи и повышению ее экономической культуры, а также мероприятия,
направленные на поддержку талантливых и одаренных молодых граждан.
     Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

     Статья 6. Организационное обеспечение молодежной политики
     1. Молодежную политику города Москвы осуществляют  специально
уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, иные ор-
ганы исполнительной власти города Москвы.  Полномочия органов  ис-
полнительной  власти города Москвы по осуществлению молодежной по-
литики определяются Правительством Москвы.
     2. Правительство  Москвы  и уполномоченные им в установленном
порядке органы исполнительной власти города Москвы выступают учре-
дителями государственных учреждений, осуществляющих функции в сфе-
ре молодежной политики (учреждений,  ведущих досуговую, спортивную
и воспитательную работу с подростками и молодежью по месту житель-
ства, по согласованию с префектурами административных округов, со-
циально-реабилитационных центров для подростков и молодежи,  цент-
ров социально-психологической помощи молодежи,  центров профессио-
нальной ориентации и трудоустройства молодежи, городских и межрай-
онных центров  профилактики  негативных  проявлений  в  молодежной
среде, молодежных клубов и иных государственных учреждений).
     Негосударственные некоммерческие организации,  осуществляющие
работу с молодежью, подлежат аккредитации в порядке, установленном
Правительством Москвы, и в случае аккредитации наделяются правами,
указанными в статьях 18-21 настоящего Закона.
     3. Территориальные органы исполнительной власти:
     - осуществляют  меры  молодежной  политики  в предусмотренных
настоящим Законом случаях;
     - оказывают  организационное содействие по реализации мер мо-
лодежной политики, согласуют реализацию указанных мер на соответс-
твующих территориях;
     - вправе по своей инициативе осуществлять иные меры  молодеж-
ной политики, не противоречащие законодательству.
     4. В муниципальных образованиях на территории города  Москвы,
в соответствии с уставами муниципальных образований,  могут созда-
ваться местные органы по делам молодежи,  осуществляющие поддержку
молодых  граждан,  молодых семей и молодежных организаций по своей
инициативе и за счет местных бюджетов.
     5. В  целях обеспечения проведения целостной молодежной поли-
тики и эффективного участия в ее реализации негосударственных  ор-
ганизаций  и отдельных граждан органами государственной власти го-
рода Москвы могут образовываться специальные общественные консуль-
тативно-совещательные  органы  по вопросам молодежной политики,  а
также может проводиться городской Форум молодежи.
     6. Правительство  Москвы по мере необходимости принимает пос-
тановления о созыве представителей молодежи  -  проведении  Форума
молодежи Москвы - для обсуждения проблем молодежи.  Решения Форума
молодежи Москвы носят рекомендательный характер.


     Статья 7. Финансовое обеспечение молодежной политики
     Финансовое обеспечение  молодежной  политики   осуществляется
посредством:
     а) выделения  в  бюджете  города  Москвы  отдельной   строкой
средств  для финансирования мероприятий в области молодежной поли-
тики;
     б) использования части средств, предусматриваемых в соответс-
твующих разделах бюджета на  финансирование  мер,  предусмотренных
настоящим Законом, в сфере образования, профессиональной подготов-
ки кадров,  культуры, науки, международной деятельности, здравоох-
ранения,  физической культуры и спорта, транспорта, социальной за-
щиты и в других связанных с молодежной политикой сферах;
     в) использования  части средств целевых бюджетных фондов раз-
вития территорий по принятому в установленном законом порядке  ре-
шению соответствующих территориальных органов исполнительной влас-
ти;
     г) целевого  использования  в  установленном  законом порядке
средств,  добровольно направляемых на цели молодежной политики фи-
зическими и юридическими лицами.

     Статья 8. Научное обеспечение молодежной политики
     Научное обеспечение  молодежной  политики осуществляется пос-
редством:
     а) проведения  мониторинга,  социологических  исследований  и
статистического учета положения молодежи,  в том числе в админист-
ративных округах;
     б) создания банка данных  социологических и иных научных  ис-
следований по вопросам, касающимся молодежи;
     в) прогнозирования демографических и иных социальных последс-
твий принятия правовых актов затрагивающих интересы молодежи.
     Статья 9. Информационное обеспечение молодежной политики
     Информационное обеспечение молодежной политики осуществляется
посредством:
     а) сбора и предоставления информации для объективного освеще-
ния актуальных молодежных проблем как в средствах массовой  инфор-
мации, так и в специальных информационных, справочных и иных изда-
ниях;
     б) создания  специализированного  сайта  в сети "Интернет" по
вопросам молодежной политики;
     в) создания специального банка данных, содержащего различного
рода информацию о молодежи,  молодежных организациях, опыте реали-
зации молодежной политики. Доступ к указанному банку данных должен
быть обеспечен всем органам государственной власти города  Москвы,
а также органам местного самоуправления на территории города Моск-
вы;
     г) ежегодного выпуска информационных сборников правовых актов
и социологических материалов по вопросам  молодежной  политики,  а
также выпуска иных информационных и справочных материалов;
     д) организационного,  информационного и методического  содей-
ствия созданию в средствах массовой информации редакций, отделов и
иных структур по молодежной проблематике.

     Статья 10. Кадровое обеспечение молодежной политики
     Кадровое обеспечение молодежной политики осуществляется  пос-
редством:
     а) формирования системы подготовки,  переподготовки и повыше-
ния квалификации кадров,  работающих с молодежью на территории го-
рода Москвы;
     б) подготовки  и издания учебно-методической литературы и до-
кументации для подготовки кадров,  занимающихся вопросами реализа-
ции молодежной политики.

     Глава III.  ОСНОВЫ  ПОДДЕРЖКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
     ГОРОДА МОСКВЫ МОЛОДЫХ ГРАЖДАН

     Статья 11. Поддержка молодых граждан в сфере профессиональной
ориентации и образования
     1. Органы исполнительной власти города Москвы:
     - создают  базу данных об образовательных учреждениях профес-
сионального образования,  находящихся в городе  Москве.  Указанная
база данных помещается в сети "Интернет" на общедоступном сайте, а
также передается в общеобразовательные учреждения и  в  молодежные
организации;
     - создают центры консультирования по вопросам выбора  профес-
сии (не менее одного на административный округ), безвозмездно ока-
зывающие соответствующие услуги молодым гражданам.
     2. В уставах образовательных учреждений,  учредителем которых
является город Москва, предусматривается право студентов на обуче-
ние в пределах государственных образовательных стандартов по инди-
видуальным учебным планам.
     3. В  бюджете города Москвы ежегодно предусматриваются средс-
тва на дополнительные стипендии студентам,  на дотации студентам -
молодым  гражданам,  находящимся  в трудной жизненной ситуации,  а
также иным категориям студентов, нуждающихся в социальной поддерж-
ке,  определяемым Правительством Москвы. Порядок и условия выплаты
данных стипендий и  дотаций  определяются  Правительством  Москвы.
Размер  данных стипендий и дотаций в очередном финансовом году ус-
танавливается Правительством Москвы.
     4. Правительство  Москвы,  иные  органы исполнительной власти
города Москвы на основании договоров с образовательными учреждени-
ями  профессионального  образования  могут обеспечивать обучение в
них молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Статья 12.  Поддержка молодых граждан в сфере здоровья, физи-
ческой культуры и спорта
     1. Органы исполнительной власти города Москвы:
     - организуют проведение ежегодной диспансеризации несовершен-
нолетних молодых граждан;
     - создают  центры  репродуктивного   здоровья   (планирования
семьи)  (не  менее одного на административный округ),  оказывающие
бесплатную медицинскую помощь молодым гражданам;
     - создают центры анонимной профилактики,  осуществляющие ано-
нимные бесплатные исследования на ВИЧ-инфекцию, венерические забо-
левания и вирусный гепатит;
     - осуществляют анализ популярности в молодежной  среде  видов
спорта  и  обеспечивают  условия для занятия молодых граждан этими
видами спорта путем создания и переоборудования спортивных  объек-
тов, оснащения их необходимым инвентарем;
     - организуют проведение физкультурно-оздоровительных и  спор-
тивно-массовых мероприятий для молодежи,  в том числе молодежных и
студенческих спартакиад;
     - создают базу данных,  предоставляющую сведения о возможнос-
тях регулярного занятия спортом.  Указанная база данных помещается
в сети "Интернет" на общедоступном сайте.
     2. Территориальные органы исполнительной власти:
     - обеспечивают  создание и эксплуатацию спортивных сооружений
для занятия массовыми видами спорта по нормативам, устанавливаемым
Правительством Москвы;
     - обеспечивают информирование молодых  граждан  о  спортивных
мероприятиях,  проводимых  на территории административного округа,
района.
     3. Бюджетные учреждения города Москвы по заявлению молодежной
организации могут безвозмездно предоставлять молодым гражданам, во
время,  не занятое основной деятельностью соответствующего бюджет-
ного учреждения,  спортивные залы для занятий физической культурой
и спортом.  Лица, причинившие имущественный вред бюджетному учреж-
дению в ходе использования спортивных залов, несут ответственность
в соответствие с законодательством.
     4. Порядок предоставления спортивных залов  и  финансирования
расходов, связанных с реализацией положений части 3 настоящего За-
кона, определяется Правительством Москвы.

     Статья 13. Поддержка молодых граждан в сфере труда и трудоус-
тройства
     1. Органы исполнительной власти города Москвы:
     - создают ежедневно обновляемую базу данных о свободных рабо-
чих местах и вакансиях,  в том числе временных и сезонных. Указан-
ная база данных помещается в сети "Интернет" на общедоступном сай-
те;
     - создают консультационные центры по вопросам трудоустройства
и  трудового законодательства,  безвозмездно оказывающие соответс-
твующие услуги (не менее одного на административный округ);
     - создают  "телефон  доверия"  по вопросам нарушения трудовых
прав молодых граждан;
     - оказывают  организационную и методическую помощь при созда-
нии в высших и средних профессиональных образовательных учреждени-
ях служб содействия трудоустройству;
     - организуют информационное обеспечение и консультирование по
вопросам деятельности трудовых отрядов молодежи.
     2. Особенности квотирования рабочих мест для молодежи опреде-
ляются правовыми актами города Москвы.
     3. Выпускникам образовательных  учреждений  профессионального
образования вакантные рабочие места по полученной ими специальнос-
ти в организациях, финансируемых из бюджета города Москвы, предос-
тавляются при прочих равных условиях (когда у работодателя отсутс-
твуют иные объективные основания для выбора работника на вакантное
рабочее  место из нескольких претендентов) в приоритетном порядке,
если среди претендующих на это рабочее место отсутствуют иные  ли-
ца, которым в соответствии с федеральным законодательством рабочие
места предоставляются в приоритетном порядке.
     4. Молодые граждане, проработавшие в течение трех и более лет
на социально значимой работе по перечню,  утверждаемому Правитель-
ством  Москвы,  имеют право в пределах выделяемых на эти цели бюд-
жетных средств и в установленном Правительством Москвы порядке  на
оплату обучения по выбранной ими специальности.

     Статья 14. Поддержка молодых граждан в социальной сфере
     1. Предоставление  молодым гражданам льгот при оплате проезда
на городском пассажирском транспорте (кроме такси)  осуществляется
в  соответствии  с федеральным законодательством,  законами города
Москвы и постановлениями Правительства Москвы.
     2. Учреждения культуры, физической культуры и спорта, получа-
ющие средства из бюджета города Москвы или целевых бюджетных  фон-
дов  развития территорий административных округов и районов города
Москвы, обязаны бесплатно выделять 1 процент от реализуемых (расп-
ространяемых) ими билетов (абонементов) для молодых граждан, нахо-
дящихся в трудной жизненной ситуации.
     Конкретный размер брони для каждого учреждения культуры,  фи-
зической культуры и спорта определяется при выделении соответству-
ющих финансовых ресурсов.
     Билеты (абонементы) в порядке,  установленном  Правительством
Москвы,  предоставляются молодым гражданам,  находящимся в трудной
жизненной ситуации,  через территориальные  органы  исполнительной
власти города Москвы.
     3. Органы исполнительной власти города Москвы:
     - создают бесплатные психологические и юридические консульта-
ционные центры для молодых граждан,  находящихся в трудной жизнен-
ной ситуации (не менее одного на административный округ),  безвоз-
мездно оказывающие соответствующие услуги;
     - выпускают и распространяют  пособия  по  ведению  семейного
бюджета для молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситу-
ации.
     4. При рождении ребенка молодой семье, в которой один из суп-
ругов проживает в Москве не менее трех лет,  или одному из родите-
лей  -  молодому  гражданину,  проживающему в Москве не менее трех
лет, при том, что другой родитель также является молодым граждани-
ном,  выплачивается за счет средств бюджета города Москвы в поряд-
ке,  установленном Правительством Москвы, дополнительная единовре-
менная компенсационная выплата на рождение ребенка в размере:
     -  5 прожиточных минимумов (в расчете на душу населения), ус-
тановленных  в  соответствии с федеральным законом в городе Москве
(для соответствующей возрастной категории) - при рождении  первого
ребенка;
     -  7 прожиточных минимумов (в расчете на душу населения), ус-
тановленных  в  соответствии с федеральным законом в городе Москве
(для соответствующей возрастной категории) - при рождении  второго
ребенка;
     - 10 прожиточных минимумов (в расчете на душу населения), ус-
тановленных  в  соответствии с федеральным законом в городе Москве
(для соответствующей возрастной категории) - при рождении третьего
и последующих детей.


     Статья 15. Поддержка молодых граждан в жилищной сфере
     1. Органы исполнительной власти города Москвы:
     - издают методические рекомендации  для  молодых  граждан  по
созданию и деятельности молодежных жилищных кооперативов;
     - предоставляют инициативной группе по  созданию  молодежного
жилищного  кооператива  необходимую  для  начала  проектирования и
строительства документацию.
     2. Иные  способы  и  меры поддержки молодых граждан и семей в
жилищной сфере устанавливаются законами города Москвы,  городскими
целевыми программами.
     Глава IV.  ОСНОВЫ  ПОДДЕРЖКИ  ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
     ГОРОДА МОСКВЫ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

     Статья 16. Московский городской реестр молодежных организаций
     Специально уполномоченный  орган исполнительной власти города
Москвы по представлению префектур административных округов  форми-
рует Московский городской реестр молодежных организаций,  пользую-
щихся государственной поддержкой в соответствие со статьями 18-21
настоящего Закона.
     Включение молодежных организаций в Московский  городской  ре-
естр молодежных организаций осуществляется бесплатно в течение ме-
сяца после представления ими  письменного  заявления.  Организации
(объединению), отвечающей требованиям, предусмотренным пунктом "в"
части 1 статьи 4 настоящего Закона,  не  может  быть  отказано  во
включении  в Реестр при условии представления ею документов по пе-
речню, определяемому Правительством Москвы.

     Статья 17. Организационная поддержка молодежных организаций и
молодых граждан при создании молодежных организаций
     Представители молодежной организации, молодые граждане вправе
обратиться в специально уполномоченный орган исполнительной власти
города Москвы,  префектуру административного округа за безвозмезд-
ным получением:
     а) образцов  и  бланков документов,  необходимых для создания
молодежной организации и для регистрации  молодежной  организации,
не имеющей статуса юридического лица,  в качестве юридического ли-
ца;
     б) методики взаимодействия некоммерческих организаций с орга-
нами государственной власти и органами местного  самоуправления  в
целях реализации молодежной политики.

     Статья 18. Финансовая поддержка молодежных организаций
     1. Финансовая поддержка молодежных организаций из бюджета го-
рода Москвы,  в том числе целевых бюджетных фондов развития терри-
торий, оказывается путем целевого финансирования конкретных проек-
тов в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.
     2. Финансовая  поддержка  оказывается молодежным организациям
при соблюдении ими следующих условий:
     а) организация действует не менее одного года;
     б) организация не имеет задолженности по налогам и иным  обя-
зательным платежам  в  федеральный бюджет,  бюджет города Москвы и
местные бюджеты.
     3. Поддержка проектов молодежных  организаций  осуществляется
на конкурсной основе.  Условия конкурса проектов устанавливаются и
конкурс проводится специально уполномоченным органом  исполнитель-
ной власти города Москвы в порядке, определяемом действующим зако-
нодательством.
     4. Расходы  на финансирование проектов молодежных организаций
из средств бюджета города Москвы не должны превышать 50  процентов
общей  суммы  планируемых  расходов  по  соответствующему проекту,
включая стоимость работ и услуг.
     При этом затраты организации на собственные нужды,  связанные
с реализацией проекта, в том числе на заработную плату, аренду по-
мещения, не  могут  превышать 14 процентов средств,  выделенных из
бюджета города Москвы на реализацию проекта.
     5. Контроль  за  расходованием  указанных в пункте 4 денежных
средств осуществляется в соответствии с бюджетным  законодательст-
вом.

     Статья 19. Предоставление молодежным организациям помещений в
аренду
     Аренда помещений, находящихся в собственности города Москвы и
предоставляемых  молодежным организациям,  оплачивается последними
по льготной ставке  арендной  платы,  определяемой  Правительством
Москвы в установленном порядке.

     Статья 20. Информационная поддержка молодежных организаций
     1. Специально  уполномоченный орган исполнительной власти го-
рода Москвы обязан информировать молодежные организации о планиру-
емых и реализуемых мероприятиях в сфере молодежной политики, в том
числе на соответствующих территориях.  Информация  предоставляется
молодежным  организациям непосредственно или через средства массо-
вой информации и должна достоверно отражать  проблемы,  в  решении
которых они могут принять участие, и формы этого участия.
     2. По запросам молодежных организаций специально уполномочен-
ный орган исполнительной власти города Москвы организует подготов-
ку,  переподготовку и повышение квалификации кадров этих организа-
ций в пределах средств бюджета,  выделяемых на эти цели, и за счет
использования   в   установленном   законом  порядке  внебюджетных
средств.
     3. Молодежным организациям  направляются  проекты  законов  и
иных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы моло-
дежи.  Отзывы молодежных организаций на указанные проекты подлежат
рассмотрению  соответствующими органами государственной власти го-
рода Москвы.

     Статья 21.  Информирование молодежных организаций о конкурсах
     на выполнение городского государственного заказа
     Специально уполномоченный орган исполнительной власти  города
Москвы  информирует  молодежные организации о проведении конкурсов
на выполнение городского государственного заказа на:
     а) осуществление  деятельности по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних и молодых граждан,  защите  их
прав;
     б) научные исследования в сфере молодежной политики.

     Глава V. ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ И ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВ-
     ЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

     Статья 22. Меры по воспитанию молодых граждан
     Специально уполномоченный орган исполнительной власти  города
Москвы:
     а) в соответствии с законодательством обеспечивает производс-
тво и распространение среди молодых граждан информационных матери-
алов, а также проведение иных мероприятий, пропагандирующих здоро-
вый образ жизни и социально полезное поведение;
     б) разрабатывает и внедряет методику разъяснительной работы с
молодыми гражданами, пропагандирующую здоровый образ жизни и соци-
ально полезное поведение.

     Статья 23. Патриотическое воспитание молодежи
     1. Изучение обучающимися в  общеобразовательных  учреждениях,
расположенных  в городе Москве,  истории России и Москвы,  а также
основ организации власти в Российской Федерации и в Москве являет-
ся  обязательным.  Содержание  соответствующих курсов определяется
образовательными учреждениями на основе  региональных  компонентов
образовательных  стандартов в соответствии с федеральными законами
и законами города Москвы.
     2. Патриотическое воспитание молодежи, направленное на форми-
рование в молодежной среде любви к Отечеству и Москве,  уважения к
их истории и традициям, развитие у молодых граждан качеств патрио-
тов России, осуществляется также путем:
     а) разработки и реализации с участием молодежи проектов, пос-
вященных юбилейным датам отечественной истории, истории и культуры
Москвы, других мероприятий гражданской и патриотической направлен-
ности;
     б) пропаганды  в  молодежной  среде  истории  родного города,
распространения информации о его знаменитых жителях.
     3. Территориальные органы государственной власти города Моск-
вы на основании договоров с воинскими частями обеспечивают посеще-
ние на добровольных началах несовершеннолетними молодыми граждана-
ми мужского пола воинских частей и ознакомление с условиями  воен-
ной службы.

     Статья 24.  Профилактика негативных проявлений  в  молодежной
среде
     1. Органы исполнительной власти города Москвы:
     а) разрабатывают  программу  воспитательных и разъяснительных
мер,  направленных на профилактику экстремизма,  наркомании,  иных
негативных  проявлений  среди молодых граждан,  принимаемую Прави-
тельством Москвы;
     б) обеспечивают  функционирование  в  каждом административном
округе по крайней мере  одной специализированной организации, без-
возмездно  осуществляющей  психологическую помощь,  иную помощь по
социальной адаптации молодым гражданам,  употребляющим  наркотики,
спиртные напитки или другие средства, влекущие одурманивание, вер-
нувшимся из мест исполнения наказания в виде лишения  свободы  или
специальных учебно-воспитательных учреждений, регулярно привлекае-
мым к административной ответственности;
     в) осуществляют анализ печатных,  теле- и  радиопубликаций  в
средствах  массовой  информации,  ориентированных на молодежь,  на
предмет нахождения в  них  материалов,  наносящих  вред  здоровью,
нравственному  и  духовному  развитию молодых граждан,  содержащих
пропаганду социального, расового, национального и религиозного не-
равенства,  а также пропагандирующих насилие и жестокость, порног-
рафию,  употребление  наркотиков,  спиртных  напитков  или  других
средств,  влекущих одурманивание, иное антиобщественное поведение;
в случае регулярного наличия в них указанных материалов выходят  в
уполномоченные  органы  государственной  власти с представлением о
прекращении деятельности этих средств массовой информации в  уста-
новленном порядке.
     2. Органы исполнительной власти  города  Москвы  обеспечивают
выход не реже раза в неделю,  по крайней мере, на одном из каналов
телевидения, вещание которого осуществляется на всю территорию го-
рода Москвы, передач:
     - направленных на формирование нетерпимого отношения к прояв-
лениям  экстремизма,  а также информирующих молодых граждан о тяж-
ких для лиц, причастных к экстремизму, последствиях такой причаст-
ности;
     - на конкретных примерах информирующих молодых граждан о тяж-
ких последствиях употребления наркотиков и о быстроте привыкания к
ним;
     - показывающих  положительные  примеры исправления негативных
проявлений в молодежной среде и связанные с этим достижения  моло-
дых граждан, их объединений.

     Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
     1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2004  года,  но
не ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования Зако-
на.
     2. Пункт 2 статьи 14 вступает в силу с 1 января 2005 года.
     3. Предложить  органам  государственной  власти города Москвы
привести свои правовые акты в соответствие с настоящим  Законом  в
течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
     4. По вопросам,  отнесенным настоящим Законом  к  компетенции
Правительства  Москвы,  до принятия соответствующих правовых актов
Правительства Москвы сохраняют юридическую силу правовые акты Мэра
Москвы.


                    Верно: