Нормативная база Москвы




                      ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ  

                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е   


13 августа 2002 г. N 626-ПП 

О   проекте   закона  города  Москвы  "О
землепользовании  и  застройке  в городе
Москве"                                 


     В целях реализации  пункта  6.3  постановления  Правительства
Москвы   от  13.11.2001  N  1023-ПП  "О  мерах  по  реализации  на
территории города Москвы Земельного кодекса Российской Федерации",
а  также  пункта  33  Плана  первоочередных  законопроектных работ
органов  исполнительной  власти  города  Москвы   на   2002   год,
утвержденного  распоряжением  Мэра Москвы от 21.12.2001 N 1143-РМ,
Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить проект закона города Москвы "О землепользовании и
застройке в городе Москве" (приложение).
     2. Рекомендовать Мэру Москвы внести указанный законопроект на
рассмотрение Московской городской Думы.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на  первого  заместителя  Мэра  Москвы  в   Правительстве   Москвы
Толкачева О.М.



П.п.Мэр Москвы                                          Ю.М.Лужков



                                            Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 13 августа 2002 года  N 626-ПП



                                                            Проект


                          Закон города Москвы


О землепользовании
и застройке в городе
Москве


     Глава 1. Общие положения
    
     Статья 1. Основные положения

     1. Земля  города  Москвы используется и охраняется как основа
жизни и деятельности населения, проживающего на территории города.
     2. Землей  города  Москвы  является поверхность земной коры в
границах территории субъекта Российской Федерации -  города  феде-
рального значения Москвы.  Земля города Москвы является землей по-
селения, отграниченной от земель иных категорий городской чертой.
     3. Любое использование земель  Москвы  должно  осуществляться
при  условии соблюдения прав и законных интересов населения города
Москвы.
     4. Действие  настоящего закона распространяется на все земли,
расположенные на территории города Москвы (далее  -  земли  города
Москвы, земли в пределах городской черты).
     5. Нормы настоящего закона, относящиеся к собственности горо-
да Москвы на землю, применяются в соответствии с федеральным зако-
нодательством в отношении земель,  находящихся  в  государственной
собственности, до ее разграничения, если иное не предусмотрено за-
конодательством Российской Федерации.
     6. Соблюдение установленных настоящим законом,  другими зако-
нами города Москвы,  нормативными правовыми актами  органов  госу-
дарственной власти города Москвы,  градостроительных и экологичес-
ких требований к использованию земельных участков в городе Москве,
того, что находится над и под ними, обязательно для всех собствен-
ников земельных участков,  землепользователей,  землевладельцев  и
арендаторов земельных участков.

     Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим законом

     1. Настоящий     закон     является     частью     земельного
законодательства  и регулирует отношения по использованию и охране
земель  Москвы  в  соответствии  с   требованиями   земельного   и
природоохранного законодательства Российской Федерации.
     2. В целях обеспечения социально ориентированного использова-
ния земель города Москвы, создания благоприятных условий жизнедея-
тельности  человека,  экологической безопасности и привлечения ин-
вестиций в экономику города закон определяет особенности разрешен-
ного использования земельных участков, устанавливаемые в соответс-
твии с законодательством о градостроительстве, об особо охраняемых
природных территориях, об охране окружающей среды, об охране и ис-
пользовании памятников истории и культуры,  водным законодательст-
вом,  иными требованиями к землепользованию, определяемыми в соот-
ветствии с законодательством.
     3. В части земель города Москвы,  находящихся в собственности
города Москвы, настоящий закон определяет общий порядок управления
и распоряжения этими землями, а также общие принципы уплаты и взи-
мания платы за использование земли в городе Москве, порядок охраны
земель и контроля над ее использованием.

     Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем законе

     В настоящем законе используются понятия,  определенные в  Зе-
мельном  кодексе  Российской Федерации,  Градостроительном кодексе
Российской Федерации,  других федеральных законах и законах города
Москвы, а также следующие понятия:
     1. Землепользование -  осуществление  правомочия  пользования
земельным  участком в соответствии с требованиями,  установленными
земельным законодательством,  а также законодательством о градост-
роительстве,  об особо охраняемых природных территориях, об охране
окружающей среды,  об охране и использовании памятников истории  и
культуры,  водным  законодательством,  иными правовыми актами Рос-
сийской Федерации и города Москвы.
     2. Застройка - создание или реконструкция на земельном участ-
ке градостроительного объекта.
     3. Разрешенное использование земельного участка - использова-
ние земельного участка в соответствии с обязательными требованиями
и  ограничениями к состоянию и допустимым изменениям состояния зе-
мельного участка и расположенных на нем других  объектов  недвижи-
мости, установленными на основании градостроительной документации,
сервитутов,  других ограничений в соответствии с законодательством
Российской  Федерации и нормативными правовыми актами города Моск-
вы.
     4. Освоение  земельного  участка - реализация собственниками,
землевладельцами,  землепользователями,   арендаторами   земельных
участков  мероприятий по застройке или иных мероприятий на земель-
ном участке в соответствии с разрешенным использованием земельного
участка в установленные сроки.
     5. Неиспользование земельного участка - нарушение установлен-
ных сроков и порядка освоения земельного участка.
     6. Формирование земельного участка - проведение работ по  ус-
тановлению  границ земельного участка,  требований и ограничений к
его разрешенному использованию,  определение предоставляемых  прав
на земельный участок и условий его предоставления,  либо оснований
резервирования земельного участка для нужд города Москвы.
     7. Резервирование  земель  для  государственных  нужд  города
Москвы - введение ограничений на предоставление и  приобретение  в
городе  Москве земельных участков гражданами и юридическими лицами
с целью сохранения и развития земель общего пользования,  развития
инженерной,  транспортной и социальной инфраструктуры,  реализации
государственных целевых программ,  других мероприятий,  являющихся
городским государственным заказом.
     8. Проект градостроительного межевания территории (проект ме-
жевания)  -  градостроительное  обоснование разделения структурных
элементов городской территории (кварталов, микрорайонов, районов и
пр.),  ограниченных  красными линиями и линиями градостроительного
регулирования, на земельные участки. Разработанные в рамках проек-
та межевания планы масштаба 1:2000 являются основой для установле-
ния границ земельных участков на местности, закрепления их межевы-
ми знаками и составления плана земельного участка.
     9. Использование  земельного  участка не по целевому назначе-
нию - несоответствие фактического использования земельного участка
разрешенному либо не осуществление  предписанных  в  установленном
порядке  мероприятий  по приведению фактического использования зе-
мельного участка в соответствие с разрешенным.
     10. Капитальное здание, строение, сооружение - здание, строе-
ние,  сооружение, при возведении которого были использованы специ-
ально  предназначенные  материалы  в соответствии с установленными
нормами и правилами капитального строительства.

     Статья 4.  Полномочия  Московской  городской  Думы  в   сфере
использования земель города Москвы и застройки

     К полномочиям Московской городской Думы в силу настоящего за-
кона относятся:
     1) согласование  с законодательным (представительным) органом
государственной власти Московской области проекта городской  черты
Москвы;
     2) представление согласованного проекта городской черты Моск-
вы в виде проекта федерального закона в уполномоченные федеральные
органы государственной власти для последующего принятия;
     3) согласование  с законодательным (представительным) органом
государственной власти Московской области проекта федерального за-
кона о границах и правовом режиме пригородной зоны города Москвы;
     4) представление проекта федерального  закона  о  границах  и
правовом  режиме пригородной зоны города Москвы,  согласованного с
законодательным (представительным) органом государственной  власти
Московской области,  в уполномоченные федеральные органы государс-
твенной власти для последующего принятия;
     5) установление  ставок  земельного  налога  в соответствии с
действующим законодательством и индексация арендной платы;
     6) установление  льгот по земельному налогу и порядка их пре-
доставления в соответствии с федеральными законами и законами  го-
рода Москвы;
     7) установление  норм  предоставления  земельных  участков  в
частную собственность;
     8) утверждение порядка землепользования  и  застройки  города
Москвы;
     9) установление порядка передачи земельных участков из  собс-
твенности города Москвы в муниципальную собственность;
    10) иные вопросы,  отнесенные действующим законодательством  к
компетенции  законодательного (представительного) органа государс-
твенной власти города Москвы.

     Статья 5.  Полномочия исполнительных органов  государственной
власти города Москвы в области землепользования и застройки

     1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы
в соответствии с их компетенцией,  установленной правовыми актами,
определяющими  статус этих органов,  обеспечивают рациональное ис-
пользование земель города Москвы в соответствии с требованиями фе-
дерального законодательства, настоящего закона и иных правовых ак-
тов города Москвы.
     2. К полномочиям исполнительных органов государственной влас-
ти города Москвы относятся:
     1) управление  и  распоряжение землями,  находящимися в собс-
твенности города Москвы;
     2) разработка  правил  землепользования  и  застройки  города
Москвы в составе градостроительной документации;
     3) осуществление выбора земельного участка для застройки;
     4) установление разрешенного использования земельных участков
и  осуществление  контроля за соблюдением собственниками земельных
участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами ус-
тановленного разрешенного использования земельных участков;
     5) установление ставок арендной платы за землю, размеров еди-
новременных земельных платежей, предусмотренных настоящим законом,
и организация необходимой в этих целях оценки имущества и имущест-
венных прав;
     6) организация сбора арендной платы за использование земель и
контроль над ее поступлением;
     7) составление и ведение земельного и градостроительного  ка-
дастров города Москвы в части градостроительных регламентов и раз-
решенного использования земельных участков,  учета земель, находя-
щихся в собственности города Москвы,  земельных участков,  изъятых
из оборота или ограниченных в обороте, а также установленных обре-
менений (сервитутов) и иной необходимой информации;
     8) взыскание штрафов за нарушение земельного  законодательст-
ва;
     9) установление ставок арендной платы за землю в ином порядке
и размерах, чем ставки арендной платы для аналогичных по виду дея-
тельности, местоположению и иным характеристикам, влияющим на рас-
чет арендной платы, категорий арендаторов;
     10) принятие решения о взимании двукратной ставки  земельного
налога  за  земельные участки,  не используемые более трех лет или
используемые не по целевому назначению;
     11) иные  полномочия в области землепользования,  застройки и
охраны окружающей среды в соответствии с федеральными  законами  и
законами города Москвы.
     3. От имени города Москвы правомочия  собственника  земельных
участков осуществляет Правительство Москвы и уполномоченный им ор-
ган исполнительной власти города Москвы по земельным отношениям.
     4. Основанием для оформления договоров уполномоченным органом
исполнительной власти города Москвы по земельным отношениям и иных
правоустанавливающих  документов  на землю является решение Прави-
тельства Москвы либо уполномоченного  им  территориального  органа
исполнительной  власти  города Москвы о возможности предоставления
земельных участков.
     5. В случаях и в порядке,  предусмотренных федеральными зако-
нами,  указами Президента Российской Федерации  и  постановлениями
Правительства Российской Федерации, на основании специального пол-
номочия Правительство Москвы либо уполномоченный им орган исполни-
тельной власти города Москвы по земельным отношениям может от име-
ни Российской Федерации  осуществлять  управление  и  распоряжение
землями города Москвы, находящимися в собственности Российской Фе-
дерации.

     Глава 2. Право собственности и иные права на землю

     Статья 6. Собственность на землю в городе Москве

     1. Земля в городе Москве может находиться в частной собствен-
ности (собственности граждан и юридических лиц), собственности му-
ниципальных образований в городе Москве, государственной собствен-
ности,  а также в установленных федеральным законодательством слу-
чаях в собственности субъектов Российской Федерации, собственности
муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, а так-
же в собственности иностранных граждан и юридических лиц.
     2. Земли в городе Москве, находящиеся в государственной собс-
твенности,  подлежат разграничению на земли,  находящиеся в  собс-
твенности  Российской Федерации,  и на земли,  находящиеся в собс-
твенности города Москвы с учетом столичного статуса города Москвы.
     3. В  собственность муниципальных образований в городе Москве
земельные участки могут передаваться из состава земель, находящих-
ся в собственности города Москвы, в порядке, установленном законом
города Москвы.
    
     Статья 7.  Отчуждение  земельных  участков  из  собственности
города Москвы

     1. Собственники капитальных зданий, строений, сооружений име-
ют исключительное право на  приватизацию  земельных  участков  или
приобретение права аренды на земельные участки, занятые этими зда-
ниями, строениями, сооружениями и необходимые для их использования
(эксплуатации).
     2. Предоставление указанных земельных  участков  в  собствен-
ность осуществляется с учетом соответствия их фактического исполь-
зования разрешенному использованию.
     3. Плата  за  приобретаемые  в собственность в соответствии с
пунктом 1 настоящей статьи земельные участки устанавливается  Пра-
вительством Москвы с учетом ставок земельного налога,  дифференци-
рованных в соответствии с оценкой земель города Москвы.
     4. Планы,  определяющие  размер и границы земельных участков,
отчуждаемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,  а  также
при приватизации зданий (строений или сооружений),  при отсутствии
сведений о них в государственном земельном кадастре города  Москвы
или изменении установленного разрешенного использования земельного
участка разрабатываются на основании проектов межевания  с  учетом
исторических границ земельных участков в порядке,  устанавливаемом
Правительством Москвы.
     5. Отчуждению  не подлежат находящиеся в собственности города
Москвы земельные участки:
     1) изъятые из оборота по основаниям,  установленным Земельным
кодексом Российской Федерации;
     2) ограниченные  в  обороте по основаниям,  установленным Зе-
мельным кодексом Российской Федерации,  за исключением установлен-
ных федеральным законом случаев;
     3) зарезервированные для государственных и муниципальных нужд
в установленном законом порядке;
     4) отнесенные к землям общего пользования: земли транспортных
магистралей,  улицы,  площади, проезды, дороги, набережные, парки,
лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи в соответствии с
перечнем, установленным  законом  города Москвы,  принимаемым Мос-
ковской городской Думой по представлению Мэра Москвы;
     5) отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий;
     6) на которых расположены памятники истории и культуры,  иные
объекты  историко - культурного назначения в соответствии с переч-
нем,  установленным законом города Москвы,  принимаемым Московской
городской Думой по представлению Мэра Москвы;
     7) на которых расположены объекты оздоровительного назначения
в соответствии с перечнем,  устанавливаемым законом города Москвы,
принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Моск-
вы;
     8) на которых расположены объекты,  подаренные городу Москве,
построенные или созданные на собранные гражданами средства;
     9) использование которых,  а также расположенных на них  зда-
ний, строений, сооружений или их частей, не соответствует установ-
ленному разрешенному использованию этих земельных участков, строи-
тельным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и
иным правилам и нормативам,  кроме случаев приведения в  соответс-
твие с разрешенным использованием;
     10) под которыми проходят магистральные подземные  инженерные
коммуникации.

     Статья 8.   Продажа   земельных   участков,   находящихся   в
собственности  города  Москвы,  или  права  на заключение договора
аренды на торгах (конкурсах, аукционах)

     1. Продажа  земельных  участков,  находящихся в собственности
города Москвы,  или права на заключение договоров аренды таких зе-
мельных  участков  гражданам и юридическим лицам осуществляется на
торгах (конкурсах,  аукционах) за исключением случаев,  предусмот-
ренных федеральным законодательством и настоящим законом.
     2. Предметом торгов является земельный участок,  сформирован-
ный на основе градостроительной документации,  или право на заклю-
чение договора аренды.
     3. В качестве продавца земельного участка или права на заклю-
чение договора аренды выступает исполнительный орган государствен-
ной власти города Москвы по земельным отношениям.
     4. Продавец формирует земельный участок, выставляемый на тор-
ги, с указанием:
     1) границ  земельного участка;
     2) требований  и ограничений к разрешенному использованию зе-
мельного участка, в том числе налагаемых на земельный участок сер-
витутов;
     3) предоставляемого права на земельный участок  (права  собс-
твенности или права на заключение договора аренды);
     4) суммы задатка и начальной цены предмета торгов в соответс-
твии  с порядком,  предусмотренным федеральным законодательством и
правовыми актами города Москвы;
     5) при  продаже  права  на заключение договора аренды - срока
аренды и иных существенных условий договора;
     6) формы проведения торгов;
     7) порядка организации торгов.
     5. Победитель  торгов возмещает расходы бюджета города Москвы
на разработку исходно-разрешительной документации  на  реконструк-
цию,  строительство градостроительного объекта на земельном участ-
ке, предоставляемой в составе комплекта конкурсной документации.

     Статья 9. Передача земельного участка по  итогам  выполнения
контракта на реализацию инвестиционного проекта по строительству

     Контрактом на  реализацию  инвестиционного  проекта по строи-
тельству объекта может  быть  предусмотрено  обязательство  города
Москвы  по  передаче инвестору в собственность земельного участка,
на котором реализован инвестиционный проект, по результатам выпол-
нения инвестором инвестиционного контракта, на условиях выкупа.

     Статья 10. Право пожизненного наследуемого владения земельным
участком

     1. В соответствии с Земельным кодексом  Российской  Федерации
право пожизненного наследуемого владения земельным участком,  при-
обретенное гражданами на территории Москвы до введения в  действие
Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
     2. Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность
не более одного участка,  находящегося в его пожизненном наследуе-
мом владении,  за исключением случаев,  предусмотренных  настоящим
законом.

     Статья 11.  Право   постоянного   (бессрочного)   пользования
земельным участком

     1. Земельные участки на территории города Москвы предоставля-
ются в постоянное (бессрочное) пользование органам государственной
власти и местного самоуправления,  государственным и муниципальным
учреждениям и федеральным казенным предприятиям.
     2. Право постоянного (бессрочного) пользования, приобретенное
гражданами  на территории Москвы до введения в действие Земельного
кодекса Российской Федерации, сохраняется.
     3. Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность
не более одного участка,  находящегося в его постоянном  (бессроч-
ном) пользовании,  за исключением случаев, предусмотренных настоя-
щим законом.
     4. Юридическое лицо,  кроме федеральных казенных предприятий,
государственных и муниципальных учреждений,  органов государствен-
ной  власти и местного самоуправления,  которому земельный участок
предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, обязано перео-
формить  это  право  в  установленном порядке на право аренды либо
приобрести земельный участок в собственность,  за исключением слу-
чаев, предусмотренных настоящим законом.
     5. Плата за предоставляемые в собственность в соответствии  с
п.4  настоящей статьи земельные участки устанавливается Правитель-
ством Москвы с учетом ставок земельного налога, дифференцированных
в соответствии с оценкой земель города Москвы.

     Статья 12.  Нормы бесплатного предоставления земельных участ-
ков в частную собственность для индивидуального  жилищного  строи-
тельства

     Граждане Российской Федерации,  имеющие в фактическом пользо-
вании на территории города Москвы земельные участки с  расположен-
ными  на  них индивидуальными жилыми домами,  приобретенными ими в
результате сделок,  которые не были надлежащим образом оформлены и
зарегистрированы до введения в действие Земельного кодекса,  имеют
право бесплатно приобрести в собственность земельный участок соот-
ветствующей  площади по нормам,  установленным для индивидуального
жилищного строительства.
  
     Статья 13.  Земельные  участки  в  составе  кондоминиумов

     1. Земельный участок,  занимаемый зданием и  необходимый  для
его  эксплуатации  и обслуживания,  входящий в состав кондоминиума
при его формировании в существующей застройке,  передается в общую
долевую  собственность домовладельцев бесплатно в порядке и на ус-
ловиях,  определенных федеральным законодательством и законами го-
рода Москвы в соответствии с градостроительными нормативами и пра-
вилами. Размер и границы земельного участка устанавливаются на ос-
новании проектов межевания.
     2. Проекты межевания территории сложившейся застройки  разра-
батываются органами архитектуры и градостроительства на территорию
не менее квартала или его планировочно обособленной части за  счет
средств  бюджета,  выделяемых на реализацию программы по земельной
реформе.
     3. Определенные проектом межевания границы земельных участков
являются основанием для разработки  исполнительным  органом  госу-
дарственной власти города Москвы по земельным отношениям плана зе-
мельных участков зданий и сооружений,  предоставляемых в соответс-
твии с п.1 настоящей статьи.

     Статья 14. Аренда земельных участков

     1. Земельные  участки в пределах территории города Москвы мо-
гут быть переданы в аренду их собственниками в соответствии с  по-
ложениями  Гражданского  кодекса Российской Федерации,  Земельного
кодекса Российской Федерации. Градостроительные требования при пе-
редаче участков в аренду определяются на основании федеральных за-
конов, настоящего закона и иных правовых актов города Москвы.
     2. При предоставлении земельного участка в  аренду  не  может
быть   изменено   установленное  разрешенное  использование  этого
земельного участка.

     Статья 15.  Предоставление  в  аренду   земельных   участков,
находящихся в собственности города Москвы

     1. В случаях,  когда федеральными законами не устанавливается
обязательность  передачи земельного участка в собственность,  пре-
доставление в аренду является основной  (преимущественной)  формой
распоряжения землями, находящимися в собственности города Москвы.
     2. Земельные  участки,  находящиеся  в  собственности  города
Москвы,  могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим
лицам в порядке, установленном настоящим законом и иными правовыми
актами  города  Москвы  в соответствии с установленным разрешенным
использованием этих земельных участков.  Передача таких  земельных
участков в субаренду осуществляется с согласия исполнительного ор-
гана государственной власти города Москвы по земельным отношениям.
     3. Договор  аренды земельного участка заключается с победите-
лем торгов (конкурса, аукциона) на право заключения договора арен-
ды в соответствии с условиями этих торгов.  В случаях, установлен-
ных федеральными законами и настоящим законом,  договор аренды мо-
жет  быть  заключен без проведения торгов (конкурса,  аукциона) по
продаже права на заключение договора аренды.
     4. В  решении о предоставлении земельного участка на условиях
аренды должен быть указан срок,  в течение которого заключается  и
регистрируется  в  органе  по  государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним договор аренды. Нарушение это-
го  срока  является основанием для отмены решения о предоставлении
земельного участка на условиях аренды.
     5. Собственникам капитальных зданий, строений, сооружений зе-
мельные участки,  занятые этими зданиями, строениями, сооружениями
и необходимые для их использования (эксплуатации), предоставляются
в аренду без проведения торгов и взимания платы за заключение  до-
говора аренды.  Размер и границы земельного участка при отсутствии
сведений о них в государственном земельном кадастре города  Москвы
или  изменении  установленного разрешенного использования этих зе-
мельных участков устанавливаются на основании проекта межевания  с
учетом исторических границ земельного участка.
     6. Земельные участки, на которых расположены временные (быст-
ровозводимые)  строения,  сооружения  передаются  исключительно  в
аренду на срок не более пяти лет.
     7. При заключении договоров аренды земельных участков для це-
лей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной
власти  Российской Федерации,  города Москвы и Московской области,
выполнением Москвой функций столицы Российской Федерации, торги не
проводятся.
     8. Земельные участки предоставляются в аренду участникам реа-
лизации  городских  целевых  программ и других городских государс-
твенных нужд для целей реализации этих городских целевых  программ
и других городских государственных нужд без взимания платы за пра-
во заключения договора аренды.
  
     Статья 16. Срок договоров аренды земельных участков

     1. Срок договора аренды устанавливается по соглашению  сторон
в зависимости от установленного разрешенного использования земель-
ного участка и сроков освоения той территории,  где расположен зе-
мельный участок.
     2. Договор аренды земельного участка,  находящегося  в  собс-
твенности города Москвы,  занятого капитальным зданием, строением,
сооружением,  и необходимого для его использования, заключается на
срок, не превышающий 50 лет.
     3. Положения указанной статьи не распространяются на договоры
аренды земельных участков, заключенные до вступления в силу насто-
ящего закона.

     Статья 17.  Особенности  предоставления прав на находящиеся в
собственности   города   Москвы   неделимые   земельные   участки,
занимаемые зданиями, строениями, сооружениями

     1. Права на находящиеся в собственности города Москвы недели-
мые земельные участки, занимаемые зданиями, строениями, сооружени-
ями,  приобретаются в порядке,  установленном  Земельным  кодексом
Российской Федерации.
     2. Лица,  арендующие находящиеся в государственной  собствен-
ности помещения в здании, расположенном на земельном участке, пра-
ва на использование которого предоставлены в  соответствии  с  п.1
настоящей статьи, имеют право на заключение договора аренды с мно-
жественностью лиц на стороне арендатора либо  право  вступления  в
ранее заключенный договор.
     3. В случае отсутствия совместного обращения граждан или юри-
дических лиц на приобретение прав на земельный участок в соответс-
твии с п.1 настоящей статьи,  уполномоченный исполнительный  орган
государственной  власти в рамках своей компетенции принимает реше-
ние о предоставлении земельного  участка  на  основании  заявления
первого обратившегося лица в аренду с множественностью лиц на сто-
роне арендатора.  При этом в  договоре  предусматривается  условие
сохранения  иными  правообладателями помещений в этом здании права
на безусловное вступление в этот договор.



     Статья 18. Оформление права на земельный участок при переходе
права  собственности на расположенное на нем здание,  строение или
сооружение

    При переходе права собственности на здание,  строение или соо-
ружение,  права  на земельный участок,  на котором расположено это
здание, строение или сооружение, переходят к новому собственнику и
подлежат оформлению в установленном законом порядке.  Размеры ука-
занного земельного участка и его границы подлежат учету в исполни-
тельном  органе  государственной власти города Москвы по земельным
отношениям.



     Статья 19.  Право ограниченного пользования чужими земельными
участками (сервитут)

     1. Частный  сервитут  устанавливается  в соответствии с граж-
данским законодательством.
     2. Публичный сервитут может быть установлен федеральным зако-
ном или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нор-
мативным правовым актом города Москвы,  нормативным правовым актом
органа местного самоуправления в случаях,  если это необходимо для
обеспечения  интересов  государства,  местного  самоуправления или
местного населения, без изъятия земельных участков.



     Статья 20.  Правовой статус земельных участков,  используемых
постоянными дипломатическими представительствами в городе Москве

     Выбор земельных участков для использования постоянными дипло-
матическими представительствами на территории города  Москвы  осу-




  
ществляется  по соглашению между Правительством Российской Федера-
ции и Правительством  Москвы.  Земельные  участки  предоставляются
аккредитованному  государству в пользование в соответствии с феде-
ральным законодательством.


     Статья 21.  Изъятие,  в  том  числе  путем выкупа,  земельных
участков для государственных и муниципальных нужд,  другие  случаи
принудительного изъятия земель

     Изъятие земельных участков для государственных и  муниципаль-
ных нужд,  конфискация и реквизиция земельных участков осуществля-
ется в случаях и в порядке,  установленных федеральными  законами,
настоящим законом и иными законами города Москвы.
    

     Глава 3. Плата за землю в городе Москве


     Статья 22. Плата за использование земель, находящихся в собс-
твенности города Москвы


     1. Собственники земельных участков на территории города Моск-
вы уплачивают земельный налог в соответствии с федеральным законо-
дательством и законами города Москвы.
     2. Использование  земель,  находящихся в собственности города
Москвы, является платным, исключая случаи, установленные федераль-
ными законами и законами города Москвы.
     3. Формами платы за использование земель, находящихся в собс-
твенности города Москвы, являются земельный налог и арендная плата
за землю.  Объектом для исчисления земельного  налога  и  арендной
платы за землю являются земельные участки, права на которые учтены
или зарегистрированы в установленном порядке.  Учетным документом,
содержащим основные сведения о земельном участке, является утверж-
денный в установленном порядке план земельного участка.
     4. Единовременные земельные платежи взимаются при продаже зе-
мельного участка и продаже права на заключение договора аренды зе-
мельного участка.







     Статья 23. Принципы установления платы за землю

     1. Основой  для  определения размеров платы за землю является
кадастровая стоимость земель города,  утверждаемая в установленном
порядке по результатам оценки земель города, при осуществлении ко-
торой учитываются данные о рыночной стоимости земельных участков и
иной недвижимости в городе Москве.
     2. Правительство Москвы устанавливает базовые ставки  годовой
арендной платы за землю по категориям арендаторов и видам целевого
использования земель в рублях, дифференцирует их по территории го-
рода  в соответствии с результатами оценки и утверждает повышающие
коэффициенты к ставкам,  применяемые при нарушении  установленного
разрешенного использования земель,  в том числе зафиксированного в
договоре аренды земельного участка,  и в иных случаях,  предусмот-
ренных законами города Москвы.
     3. Для  реализации  целей  политики  органов  государственной
власти  Москвы по стимулированию хозяйственной деятельности,  под-
держке социально незащищенных слоев населения,  привлечению допол-
нительных  инвестиций,  стимулированию  реализации городских госу-
дарственных программ Москвы,  оздоровлению окружающей среды, выво-
ду,  перебазированию, перепрофилированию предприятий и организаций
категориям арендаторов ставки арендной платы за землю  могут  быть
установлены  в ином порядке и размерах,  чем ставки арендной платы
для аналогичных по виду деятельности, местоположению и иным харак-
теристикам, влияющим на расчет арендной платы, категорий арендато-
ров.
     4. Категории арендаторов, которым ставки арендной платы уста-
навливаются в соответствии с п.3  настоящей  статьи,  размер  этих
ставок или необходимых для его определения коэффициентов к базовым
ставкам арендной платы за  землю,  устанавливаются  Правительством
Москвы в соответствии с законами города Москвы.
     5. Законом  города  Москвы  о бюджете может устанавливаться с
учетом инфляции коэффициент индексации арендной  платы  за  землю,
обязательный для определения размеров арендной платы.
     6. При изменении границ оценочных зон  или  пропорций  ставок
земельного  налога  Мэр  Москвы вносит в Московскую городскую Думу
проект закона города Москвы о ставках земельного налога не позднее
чем за четыре месяца до начала очередного финансового года.

     Статья 24. Земельный налог

     1. Ставки  земельного налога устанавливаются с учетом резуль-
татов оценки земель города Москвы,  исходя из средней  ставки  зе-
мельного  налога  на территории города Москвы,  определяемой феде-
ральным законом.
     2. Отсутствие у лица,  использующего земельный участок, доку-
мента о праве пользования землей не может служить  основанием  для
освобождения его от уплаты земельного налога.  В случае отсутствия
такого документа, границы и площадь земельного участка, подлежаще-
го налогообложению,  определяет исполнительный орган государствен-
ной власти города Москвы по регулированию земельных отношений.
     3. За  земельные участки,  не используемые более трех лет или
используемые не по целевому назначению,  земельный налог взимается
в двукратном размере.
     4. Основанием для принятия Правительством  Москвы  решения  о
взимании  двукратной  ставки земельного налога и направления соот-
ветствующего решения в территориальный налоговый орган  Министерс-
тва  по налогам и сборам Российской Федерации по городу Москве яв-
ляется представление органа,  уполномоченного  осуществлять  госу-
дарственный  контроль за использованием и охраной земель на терри-
тории г.  Москвы,  о выявленных фактах несоответствия фактического
использования  земельного  участка установленному разрешенному ис-
пользованию этого земельного  участка  или  неиспользования  более
трех лет земельных участков.
     5. При использовании земельного участка не по целевому назна-
чению двукратная ставка земельного налога устанавливается с момен-
та принятия решения об ее установлении и применяется до устранения
нарушения.
     6. При использовании земельного участка,  не  соответствующем
установленному  разрешенному использованию этого земельного участ-
ка,  двукратная ставка земельного налога устанавливается с момента
принятия  решения  об  ее установлении и применяется до устранения
нарушения.

     Статья 25.  Плата за право заключения договора аренды земель-
ного участка, находящегося в собственности города Москвы

     1. Договор аренды вновь предоставляемого для коммерческих це-
лей земельного участка заключается на торгах,  проводимых в поряд-
ке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федера-
ции и настоящим законом.  За право заключения договора аренды  зе-
мельного  участка  победитель  торгов уплачивает плату в размере и
порядке, установленных в результате проведения торгов.
     2. Покупатель,  полностью  уплативший  определенную на торгах
сумму, кроме права на заключение договора аренды, имеет, с момента
государственной регистрации договора, право на совершение сделок с
правами аренды земельного участка,  если условиями торгов не уста-
новлено иное.
     3. Условиями торгов, либо в случаях, когда торги не проводят-
ся,  по решению исполнительного органа власти города Москвы по зе-
мельным отношениям,  может быть предусмотрена рассрочка (отсрочка)
платы за право заключения договора аренды земельного участка в со-
ответствии с федеральными и городскими правовыми актами.

     Статья 26. Порядок и сроки внесения арендной платы по догово-
рам аренды земельных участков,  находящихся в собственности города
Москвы

     1. Арендная плата за землю юридическими и физическими  лицами
уплачивается поквартально равными долями не позднее 5 числа перво-
го месяца квартала, если договором не установлено иное.
     2. Арендная  плата за земельные участки с юридических и физи-
ческих лиц взимается со дня,  следующего за  днем  государственной
регистрации договора аренды земельного участка, если иное не уста-
новлено договором аренды земли.

     Статья 27. Плата за оформление правоудостоверяющих документов
на земельные участки, находящиеся в государственной собственности

     1. Оформление  правоудостоверяющих  документов  на  земельные
участки и изменений к ним, включая планы земельных участков, явля-
ется платным.
     2. Плата за оформление правоудостоверяющих документов на  зе-
мельные участки не взимается:
     1) при заключении договоров аренды или безвозмездного срочно-
го пользования земельными участками, которые ранее были предостав-
лены в установленном порядке в  пожизненное  наследуемое  владение
или бессрочное (постоянное) пользование;
     2) при оформлении прав на земельные участки,  занимаемые бюд-
жетными учреждениями города Москвы.
     3. Финансирование  работ,  указанных  в  части  2   настоящей
статьи,  выполняемых исполнительным органом государственной власти
города Москвы по земельным отношениям, осуществляется в рамках ре-
ализации программ по проведению земельной реформы,  утверждаемых в
установленном порядке.


     Глава 4.  Установление  градостроительных требований к земле-
пользованию в городе Москве

     Статья 28.  Основные принципы установления  градостроительных
требований к землепользованию в городе Москве

     1. Градостроительные  требования  к землепользованию в городе
Москве устанавливаются Генеральным планом развития города  Москвы,
другой градостроительной документацией,  разрабатываемой и утверж-
даемой в соответствии с законодательством города Москвы о градост-
роительстве.
     Градостроительная документация,  устанавливающая  градострои-
тельные требования к землепользованию в городе Москве,  разрабаты-
вается и реализуется органом архитектуры и градостроительства  го-
рода Москвы.
     В состав градостроительной документации, устанавливающей гра-
достроительные требования к землепользованию в городе Москве, вхо-
дят:
     - Генеральный план развития города Москвы;
     - градостроительные планы развития территорий  административ-
ных округов города Москвы;
     - градостроительные планы развития районов и  территориальных
единиц с особым статусом города Москвы;
     - проекты планировки;
     - градостроительные  обоснования  размещения и строительства,
реконструкции градостроительного объекта;
     - иная градостроительная документация (в том числе градостро-
ительные регламенты общего и особого вида),  предусмотренная зако-
нодательством города Москвы о градостроительстве.
     2. Градостроительные требования к землепользованию  в  городе
Москве, устанавливаемые Генеральным планом развития города Москвы,
другой градостроительной документацией  (градостроительные  регла-
менты  общего вида),  включают в себя требования к функциональному
использованию,  высоте застройки и плотности застройки, иным пара-
метрам освоения,  использования земельных участков и других распо-
ложенных на них объектов недвижимости.
     3. На  территориях  города  Москвы,  относящихся к Природному
комплексу и историко-культурному назначению,  подверженных опасным
воздействиям техногенного и природного характера, иных территориях
с особым режимом регулирования градостроительной деятельности  ус-
танавливаются  дополнительные  требования к землепользованию (гра-
достроительные регламенты особого вида).
     Границы территорий города Москвы с особым режимом регулирова-
ния градостроительной деятельности и дополнительные  требования  к
землепользованию  на  этих  территориях  утверждаются нормативными
правовыми актами города Москвы в соответствии с  законодательством
города Москвы о градостроительстве, законодательством об особо ох-
раняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об ох-
ране и использовании памятников истории и культуры, водным законо-
дательством,  требованиями безопасности для территорий, подвержен-
ных опасным воздействиям техногенного и природного характера,  ус-
танавливаемыми нормативными правовыми актами Российской Федерации,
нормативно-техническими  документами  федеральных органов исполни-
тельной власти,  нормативными правовыми актами города Москвы, дру-
гими  требованиями,  устанавливаемыми для территорий города Москвы
законами и нормативными правовыми актами  Российской  Федерации  и
города Москвы.
     4. Градостроительные регламенты общего вида,  устанавливаемые
Генеральным планом развития города Москвы,  другой градостроитель-
ной документацией не могут противоречить градостроительным  регла-
ментам  особого  вида,  устанавливаемым в соответствии с пунктом 3
настоящей статьи для территорий города Москвы с особым режимом ре-
гулирования градостроительной деятельности.
     5. Уполномоченная организация по поручению органа архитектуры
и  градостроительства города Москвы формирует в режиме мониторинга
сводный план градостроительных регламентов города Москвы, включаю-
щий в себя все действующие градостроительные регламенты общего ви-
да,  устанавливаемые для территорий города Москвы Генеральным пла-
ном  развития города Москвы,  другой действующей градостроительной
документацией, а также все действующие градостроительные регламен-
ты  особого вида для территорий города Москвы с особым режимом ре-
гулирования градостроительной деятельности.
     Сводный план  градостроительных регламентов города Москвы со-
держит:
     1) графический  материал  -  границы территорий действия гра-
достроительных регламентов общего и особого вида;
     2) текстовый  материал  - содержание градостроительных регла-
ментов общего и особого вида, установленных для отдельных террито-
рий города Москвы.
     6. Градостроительные регламенты общего и особого вида регист-
рируются в государственном градостроительном кадастре города Моск-
вы.
     7. Градостроительные регламенты общего вида,  устанавливаемые
Генеральным планом развития города Москвы,  другой градостроитель-
ной  документацией,  и  градостроительные регламенты особого вида,
устанавливаемые в соответствии с пунктом 3  настоящей  статьи  для
территорий города Москвы с особым режимом регулирования градостро-
ительной деятельности,  обязательны к соблюдению всеми собственни-
ками  земельных участков,  землепользователями,  землевладельцами,
арендаторами земельных участков,  независимо от форм собственности
и иных прав на земельный участок.
     8. Предоставление земельных  участков  в  городе  Москве  для
строительства,  реконструкции, иных целей осуществляется при усло-
вии, если они сформированы, либо с их формированием в соответствии
со  статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации и настоящим
законом,  с установлением требований и ограничений к  разрешенному
использованию земельного участка.
     9. Градостроительные требования к землепользованию,  устанав-
ливаемые  Генеральным  планом развития города Москвы,  другой гра-
достроительной документацией,  дополнительные требования к  земле-
пользованию  на территориях города Москвы с особым режимом регули-
рования градостроительной деятельности,  а также требования  госу-
дарственных  градостроительных  нормативов  и правил,  сервитуты и
иные ограничения землепользования,  установленные в соответствии с
законодательством  Российской  Федерации и правовыми актами города
Москвы, являются основаниями для установления требований и ограни-
чений к разрешенному использованию земельного участка.
     10. Освоение, использование земельного участка в городе Моск-
ве собственником земельного участка, землепользователем, землевла-
дельцем,  арендатором земельного участка, независимо от форм собс-
твенности,  должно  осуществляться в соответствии с требованиями и
ограничениями к  разрешенному  использованию,  установленными  для
этого земельного участка.
    
     Статья 29.  Установление требований и ограничений к разрешен-
ному использованию земельного участка и  определение  соответствия
фактического  или предполагаемого использования земельного участка
разрешенному

     1. Требования и ограничения к разрешенному использованию  зе-
мельного  участка в городе Москве устанавливаются органом архитек-
туры и градостроительства города Москвы на основании документации,
указанной  в пункте 9 статьи 28 настоящего закона и регистрируются
в государственном градостроительном кадастре города Москвы.
     Соответствие фактического  или  предполагаемого использования
земельного участка требованиям к разрешенному использованию  подт-
верждается  в форме акта соответствия фактического (предполагаемо-
го) использования земельного  участка  разрешенному  использованию
(далее  -  акт  разрешенного  использования  земельного  участка),
оформляемого органом архитектуры и градостроительства города Моск-
вы.
     2. Акт разрешенного использования земельного участка оформля-
ется:
     1) при формировании земельного участка;
     2) при  необходимости  изменения  фактического  использования
сформированного земельного участка,  в том числе при осуществлении
на земельном участке строительства,  реконструкции градостроитель-
ного объекта;
     3) при  необходимости подтверждения соответствия фактического
использования земельного участка разрешенному использованию.
     3. Акт  разрешенного  использования земельного участка должен
содержать:
     1) требования  к разрешенному использованию земельного участ-
ка, включающие:
     - виды  разрешенного функционального использования земельного
участка;
     - ограничения  высоты  застройки и плотности застройки,  иные
параметры разрешенного использования  земельного  участка,  других
расположенных на нем объектов недвижимости;
     - допустимые изменения функционального использования и  пара-
метров использования земельного участка,  расположенных на земель-
ном участке других объектов недвижимости;
     - ограничения прав на использование земельного участка, уста-
новленные в соответствии с законодательством, в том числе сервиту-
ты,  установленные для земельного участка, других расположенных на
нем объектов недвижимости;
     - перечень документации, являющейся основанием для установле-
ния разрешенного использования земельного  участка  (заключения  о
соответствии  предполагаемого  или  фактического использования зе-
мельного участка разрешенному);
     2) сведения  о  предполагаемом  или фактическом использовании
земельного   участка,   определяющие   разрешенное   использование
земельного участка.
     4. Порядок  разработки  и   утверждения   акта   разрешенного
использования  земельного  участка  устанавливается Правительством
Москвы.
    
     Статья 30.  Обеспечение соблюдения градостроительных требова-
ний  к  землепользованию  при  осуществлении  на земельном участке
строительства, реконструкции градостроительного объекта

     1. Застройка земельного участка должна осуществляться в стро-
гом соответствии с его разрешенным использованием,  подтвержденным
актом разрешенного использования земельного участка.
     В этом  случае  актом  разрешенного  использования земельного
участка  подтверждается  соответствие  разрешенному  использованию
назначения  и параметров предлагаемого к строительству градострои-
тельного объекта,  либо изменений назначения и параметров градост-
роительного объекта в результате его предлагаемой реконструкции.
     2. Разработка и утверждение акта  разрешенного  использования
земельного  участка  осуществляются  на  стадии  разработки исход-
но-разрешительной  документации  на  строительство,  реконструкцию
градостроительного объекта на земельном участке.
     3. Разработка  акта  разрешенного  использования   земельного
участка  при  осуществлении  на  нем реконструкции,  строительства
градостроительного объекта осуществляется  органом  архитектуры  и
градостроительства города Москвы по заявке и за счет средств лица,
намеревающегося осуществить застройку земельного участка.
     4. В  случае предоставления земельного участка для строитель-
ства,  реконструкции по результатам торгов,  наличие утвержденного
акта  разрешенного использования земельного участка в составе кон-
курсной документации или документации,  предоставляемой приобрета-
телю прав на земельный участок, является обязательным.
     5. Выбор земельного участка для строительства,  реконструкции
градостроительного  объекта,  принятие  решения о возможности осу-
ществить строительство,  реконструкцию градостроительного  объекта
на  земельном участке,  принятие решения о строительстве,  реконс-
трукции градостроительного объекта на земельном участке,  а  также
последующее оформление разрешения на строительство,  реконструкцию
осуществляются уполномоченным органом Правительства Москвы на  ос-
новании градостроительных регламентов общего и особого вида,  дру-
гих требований и ограничений к разрешенному использованию  земель-
ных участков в порядке, установленном законом города Москвы о раз-
решении на строительство, реконструкцию градостроительных объектов
в городе Москве.
     Принятие решения о строительстве,  реконструкции  градострои-
тельного объекта на земельном участке,  а также последующее оформ-
ление разрешения на строительство,  реконструкцию, предусмотренные
Законом города Москвы о разрешении на строительство, реконструкцию
градостроительных объектов в городе Москве, производятся при нали-
чии акта разрешенного использования земельного участка,  подтверж-
дающего соответствие разрешенному использованию назначения и пара-
метров  предлагаемого  к строительству градостроительного объекта,
либо изменений назначения и параметров градостроительного  объекта
в результате его предлагаемой реконструкции.
    
     Статья 31.  Обеспечение соблюдения градостроительных требова-
ний к землепользованию при  изменении  фактического  использования
земельного участка, не связанном со строительством, реконструкцией
градостроительного объекта

     1. Любое изменение вида и параметров фактического использова-
ния  земельного участка,  не связанное со строительством,  реконс-
трукцией допускается исключительно при условии соответствия  этого
изменения разрешенному использованию земельного участка, подтверж-
денного актом разрешенного использования земельного участка.
     2. Разработка   акта  разрешенного  использования  земельного
участка при изменении его фактического использования, не связанном
со строительством, реконструкцией градостроительного объекта, осу-
ществляется органом архитектуры и градостроительства города Москвы
по заявке и за счет средств лица,  намеревающегося осуществить из-
менение существующего использования земельного участка.
    
     Статья 32.  Обеспечение соблюдения градостроительных требова-
ний к землепользованию при приватизации земельного участка, других
расположенных на нем объектов недвижимости,  оформлении иных  прав
на земельный участок без изменения его фактического использования

     1. Приватизация  земельного участка,  других расположенных на
нем объектов недвижимости, оформление иных прав на земельный учас-
ток  без изменения его фактического использования осуществляются с
формированием этого земельного участка и оформлением  акта  разре-
шенного  использования,  подтверждающего соответствие либо несоот-
ветствие фактического использования земельного участка разрешенно-
му использованию.
     2. Разработка  акта  разрешенного  использования   земельного
участка при приватизации земельного участка,  других расположенных
на нем объектов недвижимости,  оформлении иных прав  на  земельный
участок без изменения его фактического использования осуществляет-
ся органом архитектуры и градостроительства города Москвы по заяв-
ке и за счет средств лица,  являющегося приобретателем прав на зе-
мельный участок, другие расположенные на нем объекты недвижимости.
     3. В договор купли-продажи приватизируемого земельного участ-
ка,  других расположенных на нем объектов недвижимости, договор на
предоставление  иных прав на земельный участок вносится требование
о реализации в согласованные сроки мероприятий по приведению  фак-
тического использования земельного участка в соответствие с разре-
шенным.
    
     Статья 33.  Приведение фактического использования  земельного
участка в соответствие с разрешенным

     1. Подтверждение соответствия либо несоответствия фактическо-
го использования (состояния) земельного участка,  других  располо-
женных  на  нем  объектов  недвижимости разрешенному использованию
осуществляется с оформлением акта разрешенного  использования  зе-
мельного участка.
     Разработка акта разрешенного использования земельного участка
осуществляется  в  этом  случае по инициативе органа архитектуры и
градостроительства  города  Москвы,  иного  органа  исполнительной
власти  города  Москвы,  органа  местного  самоуправления  за счет
средств бюджета города Москвы,  бюджета муниципального образования
на территории города Москвы либо по заявке и за счет средств собс-
твенника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного
участка.
     2. Если после вступления в силу настоящего закона будет уста-
новлено   несоответствие   фактического  использования  земельного
участка требованиям и ограничениям к  разрешенному  использованию,
уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в обос-
нованных случаях может быть дано разрешение на дальнейшее  исполь-
зование  такого земельного участка без установления срока приведе-
ния параметров его фактического  использования  в  соответствие  с
требованиями и ограничениями к разрешенному использованию.
     3. В случае, если фактическое использование земельного участ-
ка,  не соответствующее разрешенному,  опасно для жизни и здоровья
населения города Москвы,  его окружающей среды,  объектов культур-
но-исторического наследия,  Правительство Москвы принимает решение
о необходимости и сроках приведения вида и параметров  использова-
ния такого земельного участка в соответствие с разрешенным исполь-
зованием.
     4. Изменение вида и параметров фактического использования зе-
мельного участка,  не соответствующих разрешенному  использованию,
допускается  исключительно  в  направлении приведения фактического
использования земельного участка в соответствие с разрешенным  ис-
пользованием.
     5. Для приведения фактического использования земельных участ-
ков  в  соответствие  с  разрешенным  использованием Правительство
Москвы вправе в соответствии с законодательством Российской  Феде-
рации и города Москвы применять к собственникам,  землепользовате-
лям, землевладельцам, арендаторам таких земельных участков следую-
щие меры стимулирования и принуждения:
     1) меры стимулирования требуемых изменений  фактического  ис-
пользования земельных участков:
     - установление понижающих поправочных коэффициентов к ставкам
арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
     - предоставление налоговых кредитов;
     - предоставление  гарантий  под  поручительство города Москвы
для исполнения обязательств перед третьими лицами;
     - осуществление иных видов поддержки со стороны города Москвы;
     2) меры принуждения к требуемому изменению  фактического  ис-
пользования земельных участков:
     - установление повышающих коэффициентов  к  ставкам  арендной
платы за землю и иное недвижимое имущество;
     - установление обязательства по отношению к лицу, являющемуся
собственником,  арендатором  земельного участка или расположенного
на нем градостроительного объекта,  осуществить меры по приведению
использования такого земельного участка в соответствие с разрешен-
ным,  либо компенсировать в денежной форме осуществление таких мер
Правительством Москвы;
     - применение штрафных санкций,  требование в судебном порядке
возмещения вреда, причиненного при использовании земельного участ-
ка не в соответствии с разрешенным использованием, в случае отказа
лица,  являющегося  собственником,  арендатором земельного участка
или владельцем расположенного на нем  градостроительного  объекта,
от проведения мер по приведению использования земельного участка в
соответствие с разрешенным использованием;
     - осуществление изъятия земельного участка, использование ко-
торого противоречит требованиям,  установленным актом разрешенного
использования земельного участка.

     Статья 34. Резервирование земель для государственных нужд го-
рода Москвы

     1. На территории города Москвы для государственных нужд горо-
да Москвы резервируются земельные участки:
     1) общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами,
автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закры-
тыми водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежащими прива-
тизации;
     2) предназначенные для развития инженерной, транспортной, со-
циальной инфраструктуры города Москвы в соответствии с Генеральным
планом развития города Москвы, другой градостроительной документа-
цией;
     3) относящиеся к территории Природного комплекса города Моск-
вы;
     4) иные земельные участки в городе Москве,  в том числе  изъ-
ятые  путем  выкупа для государственных нужд города Москвы в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы,
необходимые  для  реализации  государственных целевых программ,  а
также других мероприятий, являющихся городским государственным за-
казом.
     2. Формирование земельного участка,  резервируемого для госу-
дарственных  нужд  города  Москвы,  осуществляется за счет средств
бюджета города Москвы с составлением плана его границ, утверждени-
ем акта разрешенного использования, указанием оснований резервиро-
вания земельного участка для нужд города Москвы.
     3. Решение  о резервировании земельных участков для государс-
твенных нужд города Москвы принимается Правительством Москвы в со-
ответствии  с правовыми актами Российской Федерации и города Моск-
вы,  в виде акта резервирования земельного участка  для  государс-
твенных нужд города Москвы.
     4. Форма акта резервирования земельного участка для государс-
твенных  нужд города Москвы устанавливается Правительством Москвы,
если иное не установлено федеральным законодательством.

     Глава 5. Охрана земель города Москвы

     Статья 35. Цели и задачи охраны земель города Москвы

     1. Охрана земель города Москвы как одного из  важнейших  при-
родных  ресурсов  и  факторов окружающей человека природной среды,
основы осуществления хозяйственной и иных видов деятельности  осу-
ществляется в соответствии с целями и задачами, установленными зе-
мельным и природоохранным законодательством Российской Федерации и
города Москвы.
     2. Использование земель города Москвы  должно  осуществляться
способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и
историко-культурного потенциала соответствующих  территорий,  спо-
собность  этих  земель  быть основой осуществления хозяйственной и
иных видов деятельности.
     3. Целями охраны земель города Москвы являются:
     1) предотвращение загрязнения, захламления, нарушения земель,
других  негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельнос-
ти;
     2) предотвращение  развития природных процессов,  оказывающих
негативное воздействие на  состояние  земель  (карстовые  явления,
подтопление, оползневые явления);
     3) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергших-
ся негативному (вредному) воздействию хозяйственной деятельности и
природных процессов;
     4) обеспечение  установленного  режима  использования  земель
особо охраняемых территорий города Москвы;
     5) предотвращение  загрязнения  компонентов окружающей среды,
превышающее установленные природоохранные нормативы,  в результате
ведения хозяйственной и иной деятельности на земельном участке.
    
     Статья 36. Обязанности собственников земельных участков, зем-
лепользователей,  землевладельцев и арендаторов земельных участков
по обеспечению охраны земель города Москвы

     Собственники земельных участков, землепользователи, землевла-
дельцы и арендаторы земельных участков,  расположенных в  пределах
территории города Москвы обязаны:

     1) проводить мероприятия по предотвращению и ликвидации ради-
оактивного и химического загрязнения, захламления земельных участ-
ков, другого негативного воздействия хозяйственной деятельности;
     2) проводить мероприятия по предотвращению развития природных
процессов,  оказывающих  негативное влияние на состояние земельных
участков;
     3) обеспечивать установленный режим использования земель осо-
бо охраняемых природных территорий города Москвы;
     4) осуществлять другие мероприятия, предусмотренные федераль-
ными законами.

     Статья 37. Мероприятия по охране земель города Москвы

     В целях охраны земель города Москвы разрабатываются,  утверж-
даются и реализуются за счет средств бюджета города Москвы городс-
кие целевые программы охраны отдельных видов земель города Москвы,
в том числе земель особо охраняемых территорий города Москвы, пре-
дусматривающие общегородские мероприятия по предотвращению и  лик-
видации  радиоактивного и химического загрязнения земель,  другого
негативного воздействия хозяйственной деятельности на земли города
Москвы, предотвращению воздействия на земли города Москвы негатив-
ных природных процессов,  мероприятия, направленные на поддержание
в надлежащем состоянии и сохранение земель особо охраняемых терри-
торий города Москвы,  другие мероприятия по охране  земель  города
Москвы.

     Глава 6.  Контроль  за использованием и охраной земель города
Москвы.  Ответственность за нарушение установленного  порядка  ис-
пользования и охраны земель города Москвы

     Статья 38.  Органы, осуществляющие контроль за использованием
и охраной земель,  соблюдением градостроительных требований к зем-
лепользованию в городе Москве

     1. Контроль  за использованием и охраной земель города Москвы
осуществляют специально уполномоченный орган исполнительной власти
города Москвы и инспекционное подразделение по контролю за охраной
земель органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего
государственный  экологический контроль.  Протоколы об администра-
тивных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, состав-
ляют  должностные  лица специально уполномоченного органа исполни-
тельной власти города, осуществляющего контроль над использованием
и  охраной земель города Москвы и государственные инспекторы в об-
ласти охраны окружающей среды, осуществляющие контроль над охраной
земель.
     2. Контроль за  соблюдением  градостроительных  требований  к
землепользованию в городе Москве осуществляет уполномоченный орган
Правительства Москвы в  соответствии  с  положением,  утверждаемым
Правительством Москвы.
     3. Основными задачами,  выполняемыми органами контроля за ис-
пользованием и охраной земель,  соблюдением градостроительных тре-
бований к землепользованию в городе Москве, являются:
     1) контроль  за  целевым использованием земель города Москвы;
     2) контроль за соблюдением сроков строительства на  земельных
участках;
     3) изъятие на основании принятого в установленном порядке ре-
шения  длительное время не осваиваемых участков с целью вовлечения
их в оборот;
     4) пресечение  самовольного занятия земель города Москвы;
     5) контроль за нарушением установленного  порядка  оформления
прав на земельные участки;
     6) пресечение захламления земельных участков;
     7) выявление и пресечение фактов радиоактивного и химического
загрязнения, других видов негативного изменения качественного сос-
тояния  земельных участков по причине их ненадлежащего использова-
ния.

     Статья 39. Ответственность за нарушение установленного поряд-
ка использования и охраны земель в Москве

     1. За нарушения в области использования и охраны земель горо-
да Москвы собственниками земельных участков,  землепользователями,
землевладельцами  и арендаторами земельных участков,  должностными
лицами и работниками предприятий и организаций  предусмотрена  от-
ветственность в соответствии с действующим законодательством.
     2. Должностные лица специально уполномоченного органа  испол-
нительной власти города,  осуществляющего контроль над использова-
нием и охраной земель города Москвы,  и государственные инспектора
в области охраны окружающей среды, осуществляющие контроль над ох-
раной земель,  выдают обязательные для исполнения  предписания  по
устранению правонарушений.
     3. Юридические лица,  независимо  от  организационно-правовых
форм,  должностные лица, граждане, а также предприниматели без об-
разования юридического лица,  виновные в правонарушениях,  предус-
мотренных  настоящим законом,  привлекаются к административной от-
ветственности с наложением наказания в виде штрафа.

     Статья 40. Самовольное перемещение межевых знаков

     Самовольное перемещение межевых знаков влечет,  помимо возме-
щения ущерба, наложение административного штрафа на граждан в раз-
мере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;  на  долж-
ностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оп-
латы труда.

     Статья 41. Воспрепятствование законному пользованию земельным
участком
     
     Воспрепятствование законному пользованию  земельным  участком
влечет,  помимо  возмещения  ущерба,  наложение  административного
штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров
оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минималь-
ных размеров оплаты труда;  на юридических лиц - от ста до двухсот
минимальных размеров оплаты труда.
     
     Статья 42.   Самовольное  ограничение  доступа  на  земельные
участки общего пользования

     Самовольное ограничение доступа на земельные  участки  общего
пользования влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от пяти до десяти минимальных размеров  оплаты  труда;  на
должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров опла-
ты труда;  на юридических лиц - от пятидесяти до  ста  минимальных
размеров оплаты труда.
     
     Статья 43.  Нарушение  сроков  возврата  временно  занимаемых
земель

    Нарушение сроков возврата временно  занимаемых  земель  влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до
семи минимальных размеров оплаты труда;  на юридических лиц  -  от
двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда;  на предпри-
нимателей без образования юридического лица - от десяти до двадца-
ти минимальных размеров оплаты труда.
     
     Статья 44. Длительное неосвоение земельного участка

     1. Неосвоение  земельных участков более трех лет или в сроки,
установленные договором аренды земельного участка,  находящегося в
пределах Камер-коллежского вала, влечет наложение административно-
го штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти  ми-
нимальных  размеров оплаты труда;  на юридических лиц - от пятисот
до тысячи минимальных размеров оплаты труда;  на  предпринимателей
без  образования юридического лица - от двадцати до тридцати мини-
мальных размеров оплаты труда.
     2. Неосвоение более трех лет земельного участка, кроме земель
указанных в части 1 настоящей статьи, влечет наложение администра-
тивного  штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати мини-
мальных размеров оплаты труда;  на юридических лиц - от двухсот до
пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без
образования юридического лица - от пятнадцати  до  двадцати  мини-
мальных размеров оплаты труда.

     Статья 45. Превышение сроков строительства
     
     1. Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, зем-
левладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участ-
ков установленных сроков строительства на земельном участке, нахо-
дящемся в пределах Камер-коллежского вала,  влечет наложение адми-
нистративного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадца-
ти пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от
пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда; на предприни-
мателей без образования юридического лица - от двадцати до тридца-
ти минимальных размеров оплаты труда.
     2. Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, зем-
левладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участ-
ков установленных сроков строительства на земельном участке, кроме
земель, указанных в части 1 настоящей статьи, влечет наложение ад-
министративного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадца-
ти  минимальных  размеров  оплаты  труда;  на юридических лиц - от
двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда;  на предпри-
нимателей  без  образования  юридического  лица - от пятнадцати до
двадцати минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 46. Превышение сроков проектирования

     Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, землев-
ладельцами,  землепользователями и арендаторами земельных участков
установленных сроков проектирования объектов влечет наложение  ад-
министративного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадца-
ти минимальных размеров оплаты труда;  на  юридических  лиц  -  от
трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда;  на предпри-
нимателей без образования юридического лица  -  от  пятнадцати  до
двадцати минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 47.  Захламление используемого земельного участка либо
чужих земельных участков

     1. Захламление земельного участка,  находящегося  в  пределах
Камер-коллежского вала,  помимо пропорционального возмещения ущер-
ба, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере
от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юриди-
ческих лиц - от трехсот до  пятисот  минимальных  размеров  оплаты
труда;  на предпринимателей без образования юридического лица - от
двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
     2. Захламление земельного участка,  кроме земель, указанных в
части 1 настоящей статьи,  влечет, помимо пропорционального возме-
щения ущерба, наложение административного штрафа на граждан в раз-
мере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;  на юри-
дических  лиц  - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты
труда;  на предпринимателей без образования юридического лица - от
десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 48.  Противоправные действия, повлекшие за собой само-
вольное занятие земель
    
     Противоправные действия должностных и юридических  лиц,  пов-
лекшие за собой самовольное занятие земель влекут, помимо возмеще-
ния ущерба,  наложение административного штрафа на должностных лиц
в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда;  на
предпринимателей без образования юридического лица -  от  трех  до
десяти минимальных размеров оплаты труда;  на юридических лиц - от
ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
    
     Статья 49. Орган, уполномоченный рассматривать дела о наруше-
ниях городского порядка землепользования

     1. При исполнительном органе государственной власти города по
земельным отношениям создается административная комиссия по  расс-
мотрению  дел  об административных правонарушениях в сфере порядка
землепользования.
     2. Положение об административной комиссии по рассмотрению дел
об административных правонарушениях в сфере порядка землепользова-
ния,  ее  состав утверждаются руководителем исполнительного органа
государственной власти города Москвы по земельным отношениям.

     Глава 7. Переходные и заключительные положения

     Статья 50. Вступление в силу настоящего закона

     1. Настоящий закон вступает в силу через  десять  дней  после
даты его официального опубликования.
     2. Правовые акты города Москвы приводятся  в  соответствие  с
настоящим  законом в течение шести месяцев с даты его вступления в
силу.
     3. Принятые  до  вступления в силу настоящего закона правовые
акты города Москвы применяются в части,  не противоречащей настоя-
щему закону.





                  Верно: