19 ноября 2002 года N 940-ПП

О мерах по реализации  Комплекс-
ной городской программы формиро-
вания кондоминиумов  и  создания
условий  для  образования и дея-
тельности товариществ  собствен-
ников жилья


     В соответствии  с  постановлением  Правительства  Москвы   от
29.08.2000  N  690 "О Комплексной городской программе формирования
кондоминиумов  и создания условий для образования  и  деятельности
товариществ  собственников  жилья"  в городе Москве осуществляется
реализация  первого  этапа  данной  Программы,  рассчитанного   на
2000-2001 гг.,  мероприятия  которого  предусматривают организацию
работы органов городской  администрации и районных управ по форми-
рованию кондоминиумов,  создание условий,  стимулирующих  развитие
рациональных форм управления кондоминиумами и вовлечение  домовла-
дельцев в процесс управления собственностью.
     В ходе работ по реализации первого этапа Программы  выявились
существенные недостатки, сдерживающие ее выполнение.
     Процессы формирования кондоминиумов и передачи жилых домов  в
управление товариществам до настоящего времени осуществляются мед-
ленными темпами.  Городские и территориальные структуры (Москомар-
хитектура, префектуры, районные управы) оказались не готовы к этой
работе. Фактически работы по формированию кондоминиумов начались в
августе - сентябре 2001 года. В большинстве административных окру-
гов не была своевременно подготовлена исходная  документация  БТИ,
необходимая  для выполнения работ в ГлавАПУ по подготовке градост-
роительных заключений по земельным участкам формируемых кондомини-
умов.  Сложно  решались  задачи разработки принципов межевания зе-
мельных  участков  формируемых  кондоминиумов.  Москомархитектурой
только в IV квартале 2001 года было утверждено Временное положение
о межевании земельных участков  в жилых  кварталах.  При  этом  до

                              - 2 -                              
проведения межевания жилого квартала  в  целом  границы  земельных
участков  формируемых кондоминиумов временно устанавливаются в ми-
нимальных размерах с последующим уточнением по результатам межева-
ния квартала. Договорные сроки исполнения градостроительных заклю-
чений Москомархитектурой зачастую не обеспечивались в связи с мас-
совой подачей районными управами заявок на проведение работ по ус-
тановлению границ земельных участков.  Наиболее критическая ситуа-
ция сложилась в Северо-Западном административном округе,  где тер-
риториальное подразделение  ГУП НИиПИ  Генплана Москвы (мастерская
N 36) длительное  время не выполняло возложенных на него задач.  И
только в конце 2001 года усилиями префектуры Северо-Западного  ад-
министративного округа и Департамента жилищной политики и жилищно-
го фонда города Москвы работа указанной  мастерской  стала  выпол-
няться.
     В полной  мере не решены вопросы использования товариществами
собственников жилья объектов нежилого фонда городской собственнос-
ти  в  кондоминиумах  на  основе положений Закона города Москвы от
16.04.97   N 8-28  "О правах товарищества  собственников жилья  по
управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиуме"
- основного стимула для привлечения  домовладельцев  к  управлению
жилыми  домами.  Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации
затрудняют реализацию данного закона в части порядка распределения
средств,  получаемых от использования объектов нежилого фонда, яв-
ляющихся собственностью города Москвы.
     В районных управах данная работа не стала приоритетной и воз-
лагается  на специалистов,  имеющих большое количество других обя-
занностей.  В большинстве префектур  административных  округов  не
уделяется достаточное внимание Программе.
     Вместе с тем город приобрел  опыт  по  реализации  Программы,
объединены  и  скоординированы усилия всех отраслевых и территори-
альных структур.
     Ввиду несвоевременности  принятия нормативно-методических до-
кументов в отраслевых органах исполнительной власти города  Депар-
тамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы не подго-
товил в нормативные сроки  проведение  заседаний  Координационного
совета  при  Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жи-
лищной сфере, что не позволило своевременно поставить задачи перед
органами исполнительной власти города и местного самоуправления.
     В связи с подготовкой в Госстрое Российской Федерации измене-

                              - 3 -                              
ний  в Федеральный закон "О товариществах собственников жилья" вы-
пуск ряда законопроектов,  предусмотренных  постановлением  Прави-
тельства Москвы от 29.08.2000 N 690, был приостановлен.
     Новым Земельным  кодексом  Российской  Федерации  установлено
право  общей  долевой  собственности  домовладельцев  на земельный
участок кондоминиума.  В связи с чем возникла необходимость приве-
дения  положений  Программы в соответствие с федеральным законода-
тельством, а также разработки порядка оформления и регистрации зе-
мельных участков кондоминиумов в качестве общего имущества в общую
долевую собственность домовладельцев.
     В результате темпы реализации Программы затягиваются,  запла-
нированные сроки не выдерживаются.
     Учитывая накопленный  опыт и решения  Координационного совета
при Правительстве Москвы по  развитию  самоуправления  в  жилищной
сфере от  31.01.2002,  от 13.02.2002 N 26, от 22.03.2002 N 7 и  от
24.09.2002 N 18-05/2-76,  в целях обеспечения завершения работ  по
первому  этапу  и реализации второго этапа Программы Правительство
Москвы постановляет:
     1. Главам  районных управ взять под личный контроль и активи-
зировать работу по формированию кондоминиумов и проведению  инфор-
мационно-разъяснительной работы среди домовладельцев с целью выбо-
ра ими способа управления кондоминиумом, а также по выполнению ме-
роприятий, утвержденных окружными программами.
     2. Префектурам административных округов:
     2.1. Обеспечить координацию работ окружных, территориальных и
отраслевых органов исполнительной власти (районных управ, Архитек-
турно-планировочного  управления  округа,  территориального отдела
регулирования землепользования Москомзема, территориальных отделов
БТИ,  территориальных агентств Департамента имущества города Моск-
вы) по формированию кондоминиумов,  проведению информационно-разъ-
яснительной  работы с жителями с целью выбора ими способа управле-
ния кондоминиумами путем создания ТСЖ.
     2.2. Обеспечить  проведение работ по формированию кондоминиу-
мов с учетом создания условий наибольшей  экономической  привлека-
тельности  для управления ими,  оказывать содействие товариществам
собственников жилья в решении проблемных вопросов.
     3. Одобрить  Концепцию добровольного страхования объектов об-
щего имущества в кондоминиумах,  находящихся в управлении  товари-
ществ  собственников жилья или организаций,  привлеченных домовла-

                              - 4 -                              
дельцами (приложение).
     4. Департаменту  жилищной  политики  и жилищного фонда города
Москвы совместно с Городским центром жилищного страхования, Депар-
таментом финансов г.Москвы, Департаментом экономической политики и
развития г.Москвы,  Управлением  городского  заказа  Правительства
Москвы:
     4.1. В  срок  до  01.07.2003  разработать механизм реализации
Концепции добровольного  страхования  объектов  общего имущества в
кондоминиумах,  находящихся в управлении товариществ собственников
жилья или организаций, привлеченных домовладельцами.
     4.2. В срок до 01.07.2003  подготовить предложения о создании
системы добровольного страхования гражданской ответственности  уп-
равляющих и обслуживающих организаций.
     4.3. В срок до 01.03.2003 подготовить Концепцию создания спе-
циального  городского  накопительного  фонда  капитального ремонта
кондоминиумов и домов,  в которых образованы объединения граждан в
жилищной сфере (ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК).
     5. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой  инфор-
мации Правительства  Москвы совместно с Департаментом жилищной по-
литики и жилищного фонда города Москвы,  Комитетом территориальных
органов исполнительной  власти  и развития местного самоуправления
Правительства Москвы,  префектурами административных округов  уси-
лить работу по реализации Концепции информирования населения горо-
да по вопросам управления в жилищной сфере,  утвержденной распоря-
жением Премьера Правительства Москвы от 12.07.2001 N 626-РП.
     6. Министру Правительства Москвы по вопросам информации и об-
щественно-политическим связям Музыкантскому А.И.,  Комитету терри-
ториальных органов исполнительной власти и развития местного само-
управления  Правительства Москвы осуществлять координацию деятель-
ности территориальных органов исполнительной власти по  информиро-
ванию  населения о преимуществах самоуправления граждан в жилищной
сфере.
     7. Департаменту жилищной политики и  жилищного  фонда  города
Москвы, Московскому земельному комитету,  Москомархитектуре,  Мос-
ковскому городскому комитету по государственной  регистрации  прав
на недвижимое имущество и сделок с ним в срок до 30.12.2002 разра-
ботать положение о порядке оформления и регистрации прав  домовла-
дельцев  на земельный участок в кондоминиуме на основании разраба-
тываемого в целях реализации положений  Земельного кодекса Россий-

                              - 5 -                              
ской Федерации Закона города Москвы.
     8. Внести в постановление Правительства Москвы от  29.08.2000
N 690 "О Комплексной городской программе  формирования кондоминиу-
мов и создания условий для образования и деятельности  товариществ
собственников жилья" следующие изменения:
     8.1. Изложить пункт 7 в новой редакции:
     "7. Московскому  земельному  комитету  производить оформление
земельных участков в общую долевую собственность домовладельцев  в
порядке, предусмотренном действующим законодательством.".
     8.2. Приостановить   выполнение  поручений  по  пунктам  6.8,
6.8.1, 6.8.2, 6.9 и 14 до внесения соответствующих изменений в За-
кон  Российской  Федерации  "О товариществах собственников жилья",
необходимых для выполнения этих поручений.
     9. Внести в приложение 2 к постановлению Правительства Москвы
от  29.08.2000  N 690 (Положение о едином порядке оформления доку-
ментов для технического учета кондоминиумов) следующие изменения:
     9.1. Исключить  по тексту в целом термин "технический паспорт
кондоминиума", заменив его на "технический паспорт домовладения".
     9.2. Пункт 1.2 изложить в новой редакции:
     "1.2. Земельный  участок  формируется  в пределах нормативных
размеров,  с учетом межевания квартала (микрорайона) с последующим
оформлением на него прав домовладельцев в установленном порядке.
     Если фактическая  площадь  земельного  участка  в сложившейся
застройке  меньше  нормативных  размеров,  то  размеры  земельного
участка  устанавливаются  исходя из фактически имеющихся земельных
ресурсов пропорционально нормативу.
     После образования товарищества собственников жилья  (далее  -
ТСЖ) возможно заключение договора аренды сверхнормативного земель-
ного участка (при его наличии), исходя из интересов города и това-
рищества,  если данный земельный участок в соответствии с  утверж-
денной  в городе градостроительной и землеустроительной документа-
цией не может быть использован в качестве самостоятельного  объек-
та.".
     9.3. В пункте 1.4 первый дефис (абзац 2) исключить.
     9.4. Пункты 2.2, 2.3 и 2.4 изложить в новой редакции:
     "2.2. На основании утвержденных перечней  (п.2.1.1)  районные
управы,  выполняя функции заказчика,  заключают договоры с ГлавАПУ
на подготовку заключений для оформления земельных отношений по ад-
ресам, включенным в перечни. При отсутствии  в утвержденном переч-

                              - 6 -                              
не адреса дома ТСЖ, ЖСК, ЖК вправе самостоятельно выступить заказ-
чиками  на  подготовку  указанных  заключений  за счет собственных
средств.
     2.3. ГлавАПУ изготавливает в установленном порядке заключение
для оформления земельно-правовых отношений на основе проекта  раз-
деления жилых кварталов на участки зданий и сооружений,  подготов-
ленного Москомархитектурой.
     2.4. Подготовка общих описаний кондоминиумов,  в которых име-
ется государственная собственность города Москвы, включенных в ут-
вержденный  префектом административного округа перечень,  осущест-
вляется районными управами (при наличии в доме ТСЖ, ЖСК, ЖК - с их
участием). По домам, не включенным в перечень, общее описание кон-
доминиума районная управа готовит на основании письменного заявле-
ния  ТСЖ,  ЖК,  ЖСК  и  с их участием с приложением заключения для
оформления земельных отношений ГлавАПУ, оформленного в установлен-
ном порядке. По домам, в которых все жилые и нежилые помещения на-
ходятся в частной собственности, подготовка общего описания кондо-
миниума  осуществляется  управляющей  организацией,  а при наличии
ТСЖ, ЖСК, ЖК - указанными организациями, по реконструируемым домам
и   домам-новостройкам  -  организацией,  уполномоченной  заказчи-
ком-застройщиком (инвестором).
     Районная управа  (соответственно  -  управляющая организация,
ТСЖ,  ЖСК, ЖК) представляет общее описание кондоминиума  (приложе-
ние  1) на рассмотрение Межведомственной комиссии по использованию
жилищного фонда административного округа и последующее утверждение
распоряжением префекта.".
     9.5. В пункте 2.5 слова  "глава управы" заменить словами "ор-
ганизация, осуществляющая описание общего имущества кондоминиума".
     9.6. Пункты 2.6 и 2.7 изложить в новой редакции:
     "2.6. Территориальные  подразделения  МосгорБТИ на основе ут-
вержденных распоряжениями префектов общих  описаний  кондоминиумов
обеспечивают внесение утвержденных данных в техническую документа-
цию (п.1.4).
     2.7. Копия технического паспорта домовладения и здания с вне-
сенными сведениями о кондоминиуме представляется  в  установленном
законом и иными нормативными правовыми актами порядке главой упра-
вы,  а при наличии  ТСЖ, ЖСК, ЖК - его председателем,  в Москомре-
гистрацию для внесения информации о кондоминиуме  в  Единый  госу-
дарственный реестр прав.".

                              - 7 -                              
     9.7. Приложение 2 к Положению о едином порядке оформления до-
кументов для технического учета кондоминиумов исключить.
     10. Контроль  за  выполнением настоящего постановления возло-
жить на первого заместителя Мэра  Москвы  в  Правительстве  Москвы
Швецову Л.И.



П.п.Исполняющий обязанности
    Мэра Москвы                                         В.П.Шанцев

Разослано: Шанцеву В.П.,Аксенову П.Н., Ресину В.И.,Толкачеву О.М.,
           Швецовой Л.И., Петрову В.А., Росляку Ю.В., Музыкантско-
           му А.И., департаментам: экономической политики и разви-
           тия г.Москвы, имущества города Москвы, жилищной полити-
           ки и жилищного фонда города Москвы,  финансов г.Москвы;
           управлениям:  городского  заказа  Правительства Москвы,
           жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства  Пра-
           вительства Москвы;  Москомзему, Москомархитектуре, Мос-
           горБТИ, Москомрегистрации, Комитету территориальных ор-
           ганов исполнительной власти и развития местного самоуп-
           равления Правительства Москвы, Комитету по телекоммуни-
           кациям  и  средствам  массовой информации Правительства
           Москвы, префектурам административных округов

Акимкин    229 93 48

ПРОЕКТ  ВНЕСЕН:                    ПРОЕКТ СОГЛАСОВАН:
Первый зам.Мэра Москвы             Вице-мэр Москвы
Л.И.Швецова                        В.П.Шанцев
(Виза на листе согласования)       (Виза на листе согласования)
                                   Первый зам.Мэра Москвы
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ:         В.И.Ресин
Начальник  Управления              (письмо от 10.06.2002
координации исполнения             N 25-08-708/0-0)
социальной политики                Первый зам.Мэра Москвы
Правительства Москвы               О.М.Толкачев
В.А.Мартин                         (Виза на листе согласования)
(Виза на листе согласования)       Первый зам.Мэра Москвы
                                   П.Н.Аксенов
ПРОЕКТ ПРЕДСТАВЛЕН:                (Виза на листе согласования)
Руководитель Департамента          Зам.Мэра Москвы,
жилищной политики и жилищ-         руководитель Департамента
ного фонда                         экономической политики
города Москвы                      и развития г.Москвы
П.В.Сапрыкин                       Ю.В.Росляк
(Виза на листе согласования)       (Виза на листе согласования)
                                   Министр Правительства
Начальник юридического             Москвы по вопросам информации и
отдела Департамента                общественно-политическим связям
жилищной политики и жи-            А.И.Музыкантский
лищного фонда                      (Виза на листе согласования)
города Москвы                      Зам.Мэра Москвы
В.В.Щербаков                       А.В.Петров
(Виза на листе согласования)       С.И.Зверев
                                   (Виза на листе согласования)
ИСПОЛНИТЕЛЬ:                       Префект Центрального
Зам. начальника Управления         административного округа
Департамента жилищной поли-        Г.В.Дегтев
тики и жилищного фонда             (Виза на листе согласования)
города Москвы                      Префект Северного
В.В.Акимкин                        административного округа
229-93-48                          В.И.Объедков
(Виза на листе согласования)       (Виза на листе согласования)
                                   Префект Северо-Восточного
                                   административного округа
                                   И.Я.Рабер
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Префект Восточного
                                   административного округа
                                   Б.В.Ульянов
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Префект Юго-Восточного
                                   административного округа
                                   В.Б.Зотов
                                   (Виза на листе согласования)
                                   И.о. префекта Южного
                                   административного округа
                                   Ю.К.Буланов
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Префект Юго-Западного
                                   административного округа
                                   В.Ю.Виноградов
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Префект Западного
                                   административного округа
                                   В.В.Кирюшин
                                   (Виза на листе согласования)


                              - 2 -                              
                  Продолжение листа согласования


                                   Префект Северо-Западного
                                   административного округа
                                   В.А.Козлов
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Префект Зеленоградского
                                   административного округа
                                   А.Н.Смирнов
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Руководитель Департамента
                                   финансов г.Москвы
                                   Ю.В.Коростелев
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Председатель Москомрегистрации
                                   В.Н.Урсов
                                   (письмо N 2002/п-36454МКР
                                   от 16.04.2002 с замечаниями,
                                   замечания учтены)
                                   Председатель Комитета террито-
                                   риальных органов исполнительной
                                   власти и развития местного само-
                                   управления Правительства Москвы
                                   С.И.Зверев
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Председатель Москомархитектуры
                                   А.В.Кузьмин
                                   (письмо N 01-01/18-1684
                                   от 16.04.2002 с замечаниями,
                                   замечания учтены частично,
                                   принята редакция Москомзема)
                                   И.о.руководителя Департамента
                                   инвестиционных программ
                                   строительства города Москвы
                                   Л.Ф.Гаранина
                                   (письмо N 02-526/2-1
                                   от 15.05.2002 с замечаниями,
                                   замечания учтены)
                                   Председатель Москомзема
                                   В.Н.Дамурчиев
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Начальник МосгорБТИ
                                   А.Д.Сергунов
                                   (письмо N 1481 от 15.04.2002
                                   с замечаниями, замечания
                                   учтены)
                                   Начальник Управления городского
                                   заказа Правительства Москвы
                                   В.П.Стрельбицкий
                                   (письмо N 59-102/2
                                   от 29.04.2002 с замечаниями,
                                   замечания учтены частично,
                                   п.8.3.2- принята редакция
                                   Москомзема)

                              - 3 -                              
                  Продолжение листа согласования

                                   Начальник Управления жилищно-
                                   коммунального хозяйства и благо-
                                   устройства Правительства Москвы
                                   Н.В.Павлов
                                   (письмо N 9-144/2
                                   от 17.04.2002 с замечаниями,
                                   замечания учтены)
                                   Первый зам. председателя
                                   Комитета по телекоммуникациям
                                   и средствам массовой информации
                                   Правительства Москвы
                                   В.В.Якушев
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Директор Городского центра
                                   жилищного страхования
                                   А.А.Гуральник
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Правовое управление
                                   Д.А.Лебедев
                                   (Виза на листе согласования)
                                   Руководитель Аппарата
                                   Правительства Москвы
                                   В.А.Коробченко





Разослать: Шанцеву В.П.,Аксенову П.Н., Ресину В.И.,Толкачеву О.М.,
           Швецовой Л.И., Петрову В.А., Росляку Ю.В., Музыкантско-
           му А.И., департаментам: экономической политики и разви-
           тия г.Москвы, имущества города Москвы, жилищной полити-
           ки и жилищного фонда города Москвы,  финансов г.Москвы;
           управлениям:  городского  заказа  Правительства Москвы,
           жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства  Пра-
           вительства Москвы;  Москомзему, Москомархитектуре, Мос-
           горБТИ, Москомрегистрации, Комитету территориальных ор-
           ганов исполнительной власти и развития местного самоуп-
           равления Правительства Москвы, Комитету по телекоммуни-
           кациям  и  средствам  массовой информации Правительства
           Москвы, префектурам административных округов


                              Приложение
                              к постановлению Правительства Москвы
                              от 19 ноября 2002 года N 940-ПП




                            КОНЦЕПЦИЯ
                    добровольного страхования
            объектов общего имущества в кондоминиумах,
    находящихся в управлении товариществ собственников жилья
         или организаций, привлеченных домовладельцами


                         ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

     Страхование объектов общего имущества в кондоминиумах,  нахо-
дящихся в  управлении  товариществ  собственников  жилья (ТСЖ) или
других организаций, привлеченных домовладельцами, призвано обеспе-
чить  защиту  имущественных интересов домовладельцев.  Страхование
объектов общего имущества основано на положениях Гражданского  ко-
декса Российской Федерации, законов Российской Федерации "Об орга-
низации страхового дела в Российской Федерации", "Об основах Феде-
ральной   жилищной  политики"  и  "О  товариществах  собственников
жилья".
     В соответствии со ст.210, 211, 249  Гражданского кодекса Рос-
сийской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежаще-
го  ему  имущества,  а  также риск случайной гибели или случайного
повреждения имущества,  если иное не предусмотрено законом или до-
говором.
     Возложенная на собственника обязанность по сохранности жилищ-
ного фонда, включая проведение работ по текущему, профилактическо-
му и капитальному ремонту,  должна естественным образом стимулиро-
вать желание предотвратить повреждение и уничтожение жилых  строе-
ний и сократить расходы собственника на их восстановление.
     Восстановление поврежденного или  уничтоженного  общего  иму-
щества  в  кондоминиумах в результате чрезвычайных событий требует
значительных финансовых затрат,  которыми на данном этапе  товари-
щества собственников жилья не располагают.  Поэтому на случай нас-
тупления подобных чрезвычайных событий,  а также в соответствии со
ст.44  Закона  Российской Федерации "О товариществах собственников
жилья" предлагается осуществить защиту имущественных интересов до-

                              - 2 -                              
мовладельцев  при  помощи наиболее эффективного и экономически вы-
годного рыночного механизма, которым является страхование.

              ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ СТРАХОВАНИЯ

     Целесообразность защиты  имущественных интересов домовладель-
цев посредством страхования определяется следующими факторами:
     - использование экономического механизма обеспечения жилищных
прав домовладельцев при уничтожении или повреждении объектов обще-
го  имущества в кондоминиумах в  результате стихийных бедствий или
чрезвычайных событий;
     - обеспечение своевременного и полного возмещения имуществен-
ных потерь страхователям при повреждении или уничтожении  объектов
общего имущества в кондоминиумах;
     - ущерб,  нанесенный в результате аварий и чрезвычайных собы-
тий объектам общего  имущества  в  кондоминиумах,  возмещается  из
средств страховых организаций и бюджетных средств.

              ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ

     Имущественные интересы домовладельцев в кондоминиумах в отно-
шении  жилых помещений защищены системой страхования жилых помеще-
ний, реализуемой Правительством Москвы и уполномоченными страховы-
ми  организациями  на  принципе  долевого участия с использованием
бюджетных средств на условиях Положения о  системе  страхования  в
городе Москве жилых помещений, утвержденного постановлением Прави-
тельства Москвы от 15.08.95 N 694 "О системе страхования в г.Моск-
ве жилых помещений" (с изменениями и дополнениями).  Долевое учас-
тие города обеспечивает низкий размер страхового взноса, доступный
для населения.
     Защиту имущественных  интересов домовладельцев по сохранности
общего имущества  в  кондоминиумах  представляется  целесообразным
также  осуществлять на принципе долевой ответственности Правитель-
ства Москвы и страховых организаций только в отношении кондоминиу-
мов,  расходы на возмещение убытков от эксплуатации которых финан-
сируются из бюджета города Москвы.
     Страхователями объектов  общего  имущества  являются домовла-
дельцы - физические и юридические лица,  в чьей собственности, до-
верительном управлении,  хозяйственном ведении или оперативном уп-

                              - 3 -                              
равлении находятся жилые и нежилые помещения данного кондоминиума.
От  их лица (на основании протокола общего собрания домовладельцев
и в  пределах переданных полномочий) может выступать правление то-
варищества собственников жилья или организация,  привлеченная  до-
мовладельцами.
     В случае ущерба,  нанесенного кондоминиуму в результате стра-
хового случая, страховое возмещение выплачивается товариществу или
назначенному доверенному представителю для последующего  использо-
вания в интересах домовладельцев.
     Страховщиками объектов общего имущества могут выступать стра-
ховые организации,  получившие в установленном порядке лицензию на
осуществление страховой деятельности и уполномоченные Правительст-
вом Москвы на осуществление данного вида страхования.
     Объектом страхования является имущественный интерес  домовла-
дельцев связанный с владением,  пользованием и в установленных за-
конодательством пределах распоряжением общим имуществом в кондоми-
ниумах.
     Страхованию подлежат объекты общего имущества  в  кондоминиу-
мах, определенные Законом города Москвы N 19-87 от 09.11.94 "О пе-
речне объектов общего пользования в жилых зданиях,  являющихся об-
щим имуществом собственников помещений".
     Не подлежат страхованию объекты общего имущества в кондомини-
умах, расположенные в строениях:
     - находящихся в аварийном состоянии;
     - подлежащих сносу и реконструкции;
     - расположенных в зоне,  которой угрожают стихийные бедствия,
с момента объявления в установленном порядке о  такой  угрозе  или
составления  компетентными  органами  соответствующего  документа,
подтверждающего факт угрозы.
     Страховая стоимость объектов общего имущества  в  кондоминиу-
мах - это действительная стоимость,  определяемая в соответствии с
нормативными документами Правительства Москвы для целей настоящего
страхования.  Страховой  суммой  является  определенная  договором
страхования денежная сумма, в пределах которой устанавливается от-
ветственность страховой организации по возмещению ущерба.  Страхо-
вая сумма устанавливается в размере части страховой стоимости объ-
ектов  общего имущества в кондоминиумах,  находящихся в управлении
товариществ собственников жилья или организаций,  привлеченных до-
мовладельцами.  Соотношение  долей  ответственности  Правительства

                              - 4 -                              
Москвы и страховой  организации  устанавливается  соответствующими
нормативными правовыми актами города Москвы.
Размер страховой  премии  (взноса) исчисляется исходя из страховой
суммы,  страхового тарифа и срока действия  договора  страхования.
Уплата  страхового взноса производится страхователем единовременно
или в рассрочку.
     Страховым случаем признается совершившееся событие, в резуль-
тате которого наступает ответственность страховщиков по возмещению
ущерба. Страховым риском является риск повреждения или утраты объ-
ектов общего имущества в результате следующих событий:
     1) аварии внутреннего водостока,  водопроводной, отопительной
и канализационной систем,  в том числе произошедшей вне  застрахо-
ванного  объекта,  и проведение правомерных действий по ликвидации
этой аварии;
     2) пожара (воздействия пламени, дыма, высокой температуры), в
том  числе  возникшего  вне застрахованного объекта,  и проведения
правомерных действий по его ликвидации;
     3) взрыва газа, употребляемого для бытовых надобностей, в том
числе произошедшего вне застрахованного объекта;
     4) стихийных явлений природы (бури,  урагана,  града,  ливня,
обильного снегопада и т.п.).
     Страхование объектов общего имущества в кондоминиумах,  нахо-
дящихся в управлении товариществ  собственников жилья  или органи-
заций,  привлеченных домовладельцами  должно проводиться на единых
установленных Правительством Москвы условиях.
     На стадии становления системы страхования общего имущества  в
кондоминиумах и  исходя  из особенностей конкретного жилого строе-
ния, а также руководствуясь  интересами  домовладельцев,  перечень
объектов, подлежащих  страхованию, может быть изменен,  а перечень
страховых рисков дополнен.
     Городской центр жилищного страхования в рамках переданных ему
полномочий  осуществляет  возмещение ущерба в размере доли ответс-
твенности Правительства Москвы, а также координирующие и контроль-
ные функции за соблюдением условий данного вида страхования.
     Реализация предлагаемой концепции позволит обеспечить населе-
нию надежную страховую защиту в случаях причинения ущерба объектам
общего имущества и будет стимулировать создание товариществ  собс-
твенников жилья на территории города Москвы.

                    Верно: