Честность в Реформе ЖКХ – не только для жителей!

Самая популярная позиция “бархатного” начала реформы ЖКХ “по-московски” – призыв к москвичам, честным и богатым, оплачивать 100% стоимости ЖКУ услуг. Как раз в таком ключе начата кампания пропаганды и необходимо отметить, что удачно и исключительно вовремя нашлось самое верное коренное слово для начала радикальной реформы платежей – “честность”. И именно в развитие “честного” проведения реформы направлены нижеследующие предложения.

1. Предлагается состоятельных москвичей, подушевой доход которых более 8,5 тысяч рублей (что в 4 раза превышает прожиточный минимум, в 9 раз превышает стоимость продовольственной корзины, в него входящей, в три раза больше ставки высшего 18 разряда единой тарифной сетки бюджетных служащих, в 8 раз больше зарплаты начинающего учителя) полностью снять с бюджетного довольствия, но и не брать ничего лишнего. То есть техническое обслуживание должно оплачиваться ими по фактическим затратам, так, как это установлено в настоящий момент для оплаты “второго” жилья, но включить также плату за капитальный ремонт. Коммунальные платежи, не только горячее, но и холодное водоснабжение, должны оплачиваться ими по тарифам, отражающим реальные затраты поставщиков.

2. В обоснование стоимости технического обслуживания должна быть представлена структура цены со всеми отдельными составляющими технического обслуживания: текущий ремонт, обслуживание инженерного оборудования (система отопления, холодное и горячее водоснабжение, канализация и пр.), обслуживание и текущий ремонт лифта, уборка внутридомовых площадей общего пользования, обслуживание мусоропровода, освещение мест общего пользования, уборка придомовой территории, услуги управления.

Соответственно, плата должна быть дифференцирована в зависимости от обслуживаемой площади, наличия одного или двух лифтов в одном подъезде, от этажности здания. Плату за обслуживание лифта и мусоропровода целесообразно начислять не с площади, а с человека, освободив от оплаты лифта детей дошкольного возраста, лежачих больных и пожилых людей старше 80 лет.

3. Плата за отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализацию, должна быть разбита на две составляющие: сетевую (абонентскую) и количественную. Плата за обслуживание сетей, ЦТП, за циркуляцию горячей воды должна поступать от потребителей независимо от пользования и не должна зависеть от количества воды или тепловой энергии, прокачанной по трубам.

При оплате летом лишь сетевой составляющей сам собой снимется вопрос о том, за что платим летом, когда и так тепло.

При переходе на полную оплату обосновано ожидать использование и тепловых и водосчетчиков. Если тариф неразделен, то при экономии платежей сетевые расходы перекладываются на бюджет или иных пользователей.

Если перепродавцы тепла и воды будут получать лишь сетевую составляющую, они, возможно, будут заинтересованы в ресурсосбережении у потребителей, как факторе снижения издержек.

4. В ближайшей перспективе необходимо отменить оплату по нормативам за водопотребление. Плата за отопление, горячую и холодную воду должна, как правило, взиматься не по нормативам с площади и с человека, а за реально потребляемое количество ресурсов. Норматив должен остаться лишь для начисления льгот, как это делается при расчетах за электроэнергию, и для введения повышенной платы за сверхнормативное потребление.

В первую очередь новый, честный подход к оплате ресурсопотребления должен быть введен для состоятельных москвичей. Все так называемые “элитные дома”, возводимые по индивидуальным проектам уже оснащены узлами учета. Все жители этих домов, населенных исключительно лицами, обладающими подушевыми доходами свыше 8,5 тыс. рублей, должны оплачивать потребляемые ресурсы самое позднее с июля 2002 г. не по нормативам, а в обязательном порядке по показаниям приборов учета. При оснащении здания поквартирными приборами учета возможно введение повышенного тарифа за сверхнормативное потребление.

5. Предлагается незамедлительно использовать для честных расчетов с населением, проживающим в типовых домах, узлы учета, которыми к концу 2001 г. оснащены уже все ЦТП.

5.1. Счета за водопотребление жителям, а не только жилищным организациям, должны предъявляться в соответствии с показаниями водосчетчиков на ЦТП. Совсем не обязательно для введения честных расчетов для всех москвичей дожидаться повсеместной установки общедомовых водосчетчиков.

Пока не отменены нормативы, как основа расчета с населением, перерасход воды сверх норматива должен оплачиваться из бюджета, так же, как и ныне. Но в случае экономии воды население должно получить свой честный выигрыш. При установке у потребителей индивидуальных водосчетчиков расчет для остальных производится по общему счетчику на ЦТП за вычетом показаний индивидуальных.

5.2. Затраты на отопление, исчисленные исходя из показаний узлов учета на ЦТП, должны разделяться по домам, а затем и по квартирам, в соответствии с тепловой нагрузкой каждого здания. Перерасход тепловой энергии сверх норматива в зданиях, построенных по проектам, утвержденным городскими властями, должен оплачиваться за счет городского бюджета до тех пор, пока также за счет бюджета не будет произведена реконструкция зданий с целью снижения потерь тепловой энергии, идущей на отопление. В случае потребления тепловой энергии ниже норматива население должно получить свой честный выигрыш.

Норматив потребления тепловой энергии должен быть установлен на уровне, соответствующем домам, построенным по современной технологии, одновременно с переходом на тариф для населения, соответствующий реальным затратам поставщиков тепловой энергии.

В случае реализации вышеизложенного:

а) будет автоматически снят вопрос – за что же предлагается платить полностью;

б) жилищники – реформаторы получат объект для отработки и демонстрации грамотного и честного расчета с потребителями;

в) все остальное население на примере состоятельных москвичей успокоится, избавившись от страха, что жилищные платежи возрастут без всяких оснований до неподъемного уровня. Обозначение новых тарифов как экономически обоснованных не выглядит убедительным.

Егоров А.Л., т 290 87 68