Правительство России Госстрой России

Заседание коллегии "Об итогах работы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства России в 2001 г. и основных задачах на 2002 год".

В Госстрое России 23 января 2002 г. состоялось расширенное заседание коллегии "Об итогах работы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства России в 2001 г. и основных задачах на 2002 год". С основным докладом выступил председатель Госстроя России А.Ш. Шамузафаров.

При рассмотрении вопросов жилищно-коммунального хозяйства отмечено следующее.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых бюджетно-затратных отраслей экономики.

От 30 до 50% средств консолидированных бюджетов направляется на дотирование расходов по оказанию жилищно-коммунальных услуг, содержанию, ремонту жилищного фонда и объектов коммунального назначения. Несмотря на огромные средства, затрачиваемые на эти цели, состояние жилищно-коммунального комплекса можно охарактеризовать как критическое.

Износ объектов коммунальной инфраструктуры достигает 70%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий в 1999-2000 гг. по сравнению с 1990 г. выросло примерно в 5 раз.

Меры, принимаемые в последние годы федеральными органами исполнительной власти, Госстроем России, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления по выводу отрасли из кризисного состояния, оказались малоэффективными.

Проявились и позитивные сдвиги. Впервые проведена паспортизация объектов ЖКХ на их готовность к эксплуатации в осенне-зимний период 2001-2002 гг. В результате в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 30% больше заменено ветхих сетей, на 18% увеличилось количество отремонтированных котельных и тепловых пунктов. Количество аварий в текущем зимнем сезоне снизилось по сравнению с соответствующим прошлогодним периодом на треть - на системах теплоснабжения и на четверть - на системах водоснабжения.

Следует подчеркнуть, что к началу отопительного сезона заготовлено на 33% больше топлива для коммунальных котельных, чем в 2000 г., а в 80 регионах уровень запаса топлива к началу зимы превысил 100% нормативной потребности.

Правительство РФ в 2001 г. неоднократно рассматривало вопросы подготовки "большой" энергетики и объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду, проводило всероссийские селекторные совещания по вопросам подготовки ЖКХ к зиме с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Подчеркнуто: 2002 г. должен стать решающим в выработке системных мер по недопущению катаклизмов в этой важнейшей сфере жизнедеятельности граждан России.

На заседании коллегии Госстроя России выступил заместитель Председателя Правительства РФ В.Б. Христенко. Он отметил, что реальные положительные перемены в ЖКХ минимальны.

Ставя задачи перед Госстроем России, В.Б. Христенко подчеркнул необходимость обеспечения системного подхода, координации и мониторинга строительной, жилищной и коммунальной политики.

Срочно необходимы новые инструменты, новые механизмы решения вопросов в ЖКХ. В течение предстоящего года необходимо переориентировать всю систему на проведение новой жилищной политики; 5% ежегодного роста вновь введенных объемов должны стать нижней планкой, на которую следует ориентироваться.

В.Б. Христенко обратил внимание на необходимость оперативного обновления регламентирующих деятельность ЖКХ СНиП. 200 глав строительных норм и правил, 800 государственных стандартов, свыше 60 документов Госкомархитектуры и Госстроя РСФСР по-прежнему сдерживают динамично развивающиеся строительные предприятия и организации. Нужна новая система лицензирования, поскольку это затрагивает интересы всех хозяйствующих субъектов, а дебюрократизация экономики стоит в числе наших общих приоритетов.

В сфере стройматериалов необходимы не только количественный рост их объемов производства, но и - прежде всего - улучшение их качества.

Важнейшим направлением остается организация ипотеки. Для этого подготовлен ряд нормативных документов, накоплен определенный опыт в регионах. Задачи, которые необходимо решать, выходят далеко за рамки жилищно-строительного комплекса и охватывают финансовую и банковскую сферы, рынок ценных бумаг, то есть носят межведомственный характер. Это требует постоянного и тесного взаимодействия всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В.Б. Христенко констатировал улучшение положения дел в реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты". Так, при формировании федерального бюджета на 2002 г. изыскана возможность значительного увеличения ассигнований на финансирование программных мероприятий. Госстрою России необходимо в ближайшее время представить на утверждение Правительства РФ график выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов, увязанный с конкретными сроками увольнения военнослужащих. Необходимо также в короткие сроки завершить подготовку более привлекательного порядка выпуска и погашения сертификатов, предусматривающего, в частности, продление срока действия сертификатов и стопроцентную субсидию для всех участников программы.

В текущем году предстоит принять решение об использовании механизма предоставления субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан в виде государственных жилищных сертификатов за пределами 2002 г. Госстрою России с участием заинтересованных органов исполнительной власти предстоит разработать и представить на рассмотрение Правительства РФ проект федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" на 2003-2010 гг.

Без финансового оздоровления - отметил В.Б. Христенко - проблему ЖКХ не решить, но она не должна и не будет осуществляться за счет только населения. Правительством страны принимаются меры по привлечению на данные цели внешних заимствований. Недавно Правительством РФ вновь принято решение по этому вопросу. Госстрою России вместе с Минэкономразвития России и Минфином России надо проанализировать эффективность привлечения указанных средств. Пора прорабатывать и вопрос о проведении внутренних заимствований с участием российских инвесторов.


ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.Б.ХРИСТЕНКО НА РАСШИРЕННОМ ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ ГОССТРОЯ РОССИИ ЗАЯВИЛ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ СТАВИТ ЗАДАЧУ УСТАНОВЛЕНИЯ ДЛЯ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 100-ПРОЦЕНТНОЙ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ.

"Никогда в России все население не будет полностью оплачивать коммунальные услуги", - сказал В.Б.Христенко. По его мнению, часть населения всегда будет нуждаться в заботе государства и получении с его стороны поддержки. Однако эта поддержка должна оказываться людям, "а не конторам".
В связи с этим В.Б.Христенко заявил, что займы на социальные проекты, получаемые Россией под гарантии государства от МБРР, ЕБРР и других кредиторов, будут направляться только в те регионы, которые показывают реальные успехи в упорядочении коммунального хозяйства и финансовой сферы. Для этого, подчеркнул В.Б.Христенко, необходимо обеспечить работу в направлении реформирования региональных финансов в целом с активным участием в ней Госстроя России.
Заместитель Председателя Правительства выразил неудовлетворение общим состоянием объектов коммунального хозяйства, а также качеством предоставляемых услуг. Жилищно-коммунальное хозяйство В.Б.Христенко назвал "заповедником нерешенных проблем" на фоне общего экономического роста. Тем не менее, считает он, в этой сфере "в 2001 году появилась системность". По словам В.Б.Христенко, "гигантские усилия в 2001 году позволили снизить аварийность на объектах ЖКХ, создать нормальные запасы топлива".
По его мнению, 2002 год должен стать решающим для принятия Госстроем России мер по улучшению ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Необходимо понять, заявил В.Б.Христенко, что от отчетов о введении в эксплуатацию сотен или тысяч квадратных метров жилья "в квартире обычного человека теплее не станет". Он призвал Госстрой России обеспечить "системный подход к организации строительной политики от Москвы до самых до окраин".
Заместитель Председателя Правительства высказался также за пересмотр законодательной базы в сфере ЖКХ, без обновления которой говорить о прогрессе в области строительства нельзя.
В.Б.Христенко подчеркнул, что важным направлением жилищной политики и развития жилищно-коммунального хозяйства должно стать развитие ипотечного жилищного кредитования. В то же время он отметил, что созданное в 1996 г агентство по ипотечному жилищному кредитованию по сути дела не работает и не способно предоставлять кредиты существенной части населения. Поэтому российское Правительство совместно с Госстроем России будет принимать дальнейшие меры по совершенствованию системы ипотечного жилищного кредитования.
В.Б.Христенко также сообщил, что в текущем году из федерального бюджета увеличиваются ассигнования на распределение государственных жилищных сертификатов для уволенных в запас военнослужащих.