РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РЕГУЛИРОВАНИИ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Принят Государственной Думой
18 декабря 1996 года

Одобрен Советом Федерации
25 декабря 1996 года

     Целью настоящего Федерального закона является обеспечение сбалансированности прав и ответственности органов государственной власти, энергоснабжающих организаций и потребителей электрической и тепловой энергии (населения и организаций), а также условий для надежного и эффективного функционирования и развития системы энергоснабжения.

      Статья 1. Энергоснабжение потребителей электрической и тепловой энергии


     1. Энергоснабжение потребителей электрической и тепловой энергии осуществляется на основании договоров энергоснабжения, заключаемых между энергоснабжающей организацией, имеющей лицензию на поставку электрической и тепловой энергии и потребителями. Отношения по такому договору регулируются статьями 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
     2. Энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор энергоснабжения и прекратить энергоснабжение в случаях неоднократных (свыше двух раз) нарушений потребителем - юридическим лицом установленных договором энергоснабжения сроков оплаты полученной электрической и тепловой энергии с уведомлением об этом потребителя, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты).

      Статья 2. Поставки электрической и тепловой энергии для федеральных государственных нужд


     1. Потребности в электрической и тепловой энергии организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также организаций, имеющих общегосударственное значение, признаются федеральными государственными нуждами.
     2. Правительство Российской Федерации при представлении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год указывает сумму расходов на оплату электрической и тепловой энергии, поставляемой для федеральных государственных нужд. В составе материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной год Правительство Российской Федерации представляет перечень организаций, для которых осуществляются такие поставки. В первую очередь в этот перечень включаются предприятия социально значимых отраслей промышленности, организации, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа, организации федерального органа исполнительной власти по обороне, организации федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, организации федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, сельскохозяйственные товаропроизводители, организации железнодорожного транспорта, организации здравоохранения, образования, социальной защиты.
     Окончательный перечень организаций, для которых на очередной год потребности в электрической и тепловой энергии признаются федеральными государственными нуждами, утверждается при принятии федерального закона о федеральном бюджете в установленном федеральным законом порядке.
     Требования к проектам бюджетов субъектов Российской Федерации в части финансирования поставок электрической и тепловой энергии для региональных государственных нужд устанавливаются субъектами Российской Федерации.
     3. Поставки электрической и тепловой энергии для организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются непрерывно (не подлежат ограничению и прекращению), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами.
     Запрещается прекращение подачи электрической и (или) тепловой энергии одновременно потребителям, своевременно оплачивающим полученную электрическую и тепловую энергию, и потребителям, имеющим просроченную задолженность за указанную энергию.
     4. Отношения энергоснабжающей организации (поставщика) с государственным заказчиком по поставкам электрической и тепловой энергии для федеральных государственных нужд регулируются статьями 525-534 Гражданского кодекса Российской Федерации. Государственный заказчик устанавливается Правительством Российской Федерации на основании Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".

      Статья 3. Государственный контракт на поставки электрической и тепловой энергии для федеральных государственных нужд


     1. В государственном контракте на поставки электрической и тепловой энергии для федеральных государственных нужд должно быть предусмотрено, что в случае, если в соответствии с условиями государственного контракта поставки электрической и тепловой энергии осуществляются не непосредственно государственному заказчику, а по его указанию лицу (потребителю), ответственность за оплату поставок электрической и тепловой энергии несет государственный заказчик, если иной порядок не предусмотрен государственным контрактом.
     В случаях неоднократных (свыше двух раз) нарушений указанных потребителем сроков оплаты полученной электрической и тепловой энергии энергоснабжающая организация вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения государственного контракта, а также от исполнения договора поставок электрической и тепловой энергии для федеральных государственных нужд с уведомлением об этом государственного заказчика, за исключением случаев, установленных федеральными законами или иными правовыми актами.
     2. Оплата полученной электрической и тепловой энергии энергоснабжающей организации, за исключением случаев, установленных государственным контрактом, может производиться налоговыми освобождениями, а также государственными ценными бумагами.
     3. Все виды средств, полученных от государственного заказчика, используются энергоснабжающими организациями в качестве средства платежа при расчетах с другими организациями, в том числе с предприятиями атомной энергетики, топливоснабжающими организациями.

      Статья 4. Особенности государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию


     Правительство Российской Федерации исходя из полномочий, предоставляемых ему Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", устанавливает в основах ценообразования на электрическую и тепловую энергию единые предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию для населения, сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также единые уровни тарифов на электрическую энергию, отпускаемую с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности).

      Статья 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

     1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
     2. Президенту Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
     3. Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.

Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН