Итоги форума и парламентских слушаний по проблемам ЖКХ

12-13 марта 2002 г. в Москве прошел III Всероссийский форум по проблемам жилищно-коммунального хозяйства "Стратегия развития жилищной и коммунальной сфер на современном этапе".

Тема форума - реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2002-2010 гг.

В форуме участвовали 1115 представителей из 75 субъектов РФ, депутаты Государственной Думы (Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям), представители министерств и ведомств, ученые и другие. С основным докладом на форуме выступил первый зам. председателя Госстроя России Сергей Круглик. С отчетом по выполнению резолюции II Всероссийского форума выступил зам. председателя Госстроя России Леонид Чернышов.

В рамках форума прошли парламентские слушания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации". Открыл парламентские слушания зам. председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы Святослав Сокол.

В обсуждении приняли участие: А.С. Сухов - директор водоканала г. Рыбинска; С.Б. Сиваев - директор направления городского хозяйства фонда "Институт экономики города"; Н.Д. Головин - зам. председателя правительства Белгородской обл.; Г.К. Леонтьев - депутат Государственной Думы; А.В. Зубарев - директор департамента ЖКХ Нижегородской обл.; Я.М. Швыряев - депутат Государственной Думы; П.Б. Шелещ - депутат Государственной Думы; Т.Н. Тасенко - зав. отделом по реализации проекта передачи ведомственного жилищного фонда мэрии г. Череповца и другие.

Были рассмотрены вопросы, связанные с состоянием законодательного обеспечения реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, а также обсуждены предложения по принятию первоочередных мер, направленных на дополнение и изменение законодательной базы аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства, непосредственно затрагивающих жизненные интересы населения России.

Все выступающие отмечали, что жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование народного хозяйства и качество жизни населения России. Трудовые коллективы предприятий ЖКХ благодаря высокому профессиональному уровню и чувству ответственности делают все возможное, чтобы сохранить бесперебойное и качественное обеспечение теплом, электроэнергией, газом, водой население и предприятия страны, поддерживать техническое обслуживание объектов недвижимости жилищной сферы городов и других населенных пунктов.

Несмотря на безусловное признание важности роли жилищно-коммунального хозяйства для каждой семьи и каждого гражданина, органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, законодательные органы уделяют недостаточно внимания вопросам законодательного обеспечения реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти должна стать разработка стратегической программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, для его вывода из сегодняшнего тяжелого состояния. Органы власти субъектов РФ на базе общегосударственной стратегической программы должны взять на себя разработку тактических вопросов реформирования жилищно-коммунального хозяйства с учетом местных особенностей.

Для решения вопросов законодательного обеспечения реформы жилищно-коммунального хозяйства уже сделаны первые шаги. Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ, основополагающие федеральные законы "Об основах федеральной жилищной политики", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О защите прав потребителей", "О товариществах собственников жилья", "Об энергоснабжении". Данные законы позволяют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и населению страны начать реформирование правоотношений в соответствии с изменившимися условиями жизни общества.

Тем не менее, нормативная база для начала полномасштабного реформирования жилищно-коммунального хозяйства не создана. С одной стороны, продолжают действовать нормативные документы, противоречащие этим законам. С другой - в действующих нормативных документах имеет место противоречие одних законодательных норм другим. Одновременно с этим некоторые области правоотношений пока вообще не имеют регулирующих законодательных норм.

В итоге, не имея полноценного законодательного обеспечения, реформа жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации топчется на месте.

В то же время, как предприятия жилищно-коммунального хозяйства, так и население выход из создавшегося в последние годы положения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг видят только в осуществлении социально ориентированной реформы ЖКХ.

Необходимо на законодательном уровне защитить интересы предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Одновременно необходимо учитывать, что главной целью государства является защита интересов своих граждан и создание для них комфортных условий проживания.

Перенесение бремени расходов за получаемые населением жилищно-коммунальные услуги на само население необходимо проводить одновременно с решением вопроса о предоставлении тем, для кого такое бремя является непосильным, социальных субсидий адресно на каждого гражданина. Решение вопроса социальной защиты малообеспеченных граждан на нормативном уровне должно иметь опережающий характер.

Учитывая, что для успешного проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства необходимо решать вопрос о законодательном обеспечении реформы комплексно, принимая нормативную базу как для создания условий устойчивого функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и для сохранения социально ориентированной политики государства для малообеспеченных слоев населения, участники парламентских слушаний приняли следующие рекомендации.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

провести парламентские слушания по проекту новой редакции Жилищного кодекса Российской Федерации;

подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы поправки в Налоговый кодекс РФ, в том числе предусматривающие освобождение от взысканий НДС со всех видов ЖКУ за счет платежей населения и бюджетных субсидий, пределах социальных стандартов;

подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы дополнение и изменение в п. 10 ст. 238 Налогового кодекса РФ, включив в этот пункт название товарищества собственников жилья;

обобщить поступившие в Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы предложения по внесению дополнений и изменений в действующие федеральные законы, создающие законодательное обеспечение реформы ЖКХ, в том числе в Бюджетный кодекс РФ об административных нарушениях, "О товариществах собственников жилья", "Об основах федеральной жилищной политики".

Правительству Российской Федерации:

внести изменения и дополнения в "Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" с учетом рекомендаций парламентских слушаний;

внести предложения по поэтапному переходу на пообъектное техническое обслуживание предприятиями жилищно-коммунального хозяйства объектов жилищной сферы с пообъектной отчетностью по доходам и расходам;

установить федеральный стандарт минимального уровня оплаты за услуги управления объектами, имеющими общую долевую собственность;

рекомендовать субъектам РФ ускорить процесс государственной регистрации кондоминиумов и создание налогооблагаемой базы для увеличения доходной статьи своих бюджетов;

рассмотреть вопрос о реструктуризации долгов жилищно-коммунальных предприятий по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным штрафам и пеням перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами;

внести во все уровни бюджетов отдельной строкой защищенную статью "Жилищно-коммунальное хозяйство";

внести предложение Президенту РФ о создании федерального органа исполнительной власти, координирующего вопросы обеспечения жилищно-коммунальными услугами населения Российской Федерации.

Субъектам РФ:

законодательным органам власти субъектов РФ взять под контроль работу по принятию необходимых нормативно-правовых актов и созданию региональных фондов, ориентированных на финансирование программ по формированию кондоминиумов и созданию условий для определения налогооблагаемой базы по налогу на недвижимость;

принять правовые акты, предусматривающие предоставление гражданам право уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на недвижимость на сумму средств, направляемых на капитальный и текущий ремонт своей жилищной недвижимости;

принять нормативные акты, обязывающие полностью перейти на систему договорных отношений между собственниками жилищной недвижимости всех форм собственности и жилищно-коммунальными организациями;

исполнительным органам власти субъектов РФ и администрациям муниципальных образований взять под контроль работу по государственной регистрации и внесению в Единый государственный реестр государственного и муниципального недвижимого имущества в жилищной сфере;

законодательным органам субъектов РФ и муниципальных образований при принятии законодательных актов особое внимание обращать на соблюдение ст. 8 Конституции РФ в части признания и защиты в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

субъектам РФ и муниципальным образованиям направить в Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы свои предложения по вопросу применения механизма взыскания с граждан задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.

Далее работа форума проходила по секциям.

Секция 1. Проблемы организации обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Руководитель - директор направления городского хозяйства фонда "Институт экономики города" С.Б. Сиваев.

Секция 2. Финансовая стабилизация жилищно-коммунального комплекса. Руководитель - директор Центра правовых и финансовых отношений в ЖКХ И.П. Маликова.

Секция 3. Модернизация жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Руководитель - исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии И.А. Башмаков.

Секция 4. Социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Руководитель - исполнительный директор фонда "Институт экономики города" А.С. Пузанов.

Секция 5. Формирование системы тарифного регулирования естественных локальных монополий. Руководитель - генеральный директор Центра нормирования и информационных систем Госстроя России М.Е. Пушкин.

На заседаниях секций выступило более 60 участников. Наиболее яркими стали выступления:

"Белгородский опыт управления жилищно-коммунальным комплексом" (зам. председателя правительства Белгородской обл. Н.Д. Головин);

"Опыт организации управления ЖКХ на местном уровне на примере г. Череповца" (зав. отделом мэрии Т.Н. Тасенко);

"Об опыте развития городской системы социальной защиты населения на основе городского центра жилищных субсидий" (начальник управления социальной защиты населения администрации г. Омска В.А. Павлов).

От Госстроя России в работе секций приняли участие С.И. Круглик, Л.Н. Чернышов, Н.Н. Жуков, А.А. Дронов и др.

В рамках форума состоялось награждение победителей Всероссийского конкурса на лучшее предприятие ЖКХ за 2001 г. и награждение победителей конкурса статей в "Журнале руководителя и главного бухгалтера ЖКХ" за 2001 г.

Всего во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию, предприятие сферы ЖКХ по эффективности работы в новых экономических условиях в 2001 г. участвовали 1517 предприятий из 71 субъекта РФ. В заключительном этапе конкурса участвовали 398 организаций и предприятий по 29 направлениям деятельности.

По итогам Всероссийского конкурса:

30 организаций и предприятий в сфере ЖКХ награждены специальным дипломом высшей степени и призом;

169 организаций и предприятий ЖКХ награждены дипломами I, II и III степени;

117 организаций и предприятий ЖКХ награждены почетными грамотами ЦК профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий РФ.

За многолетнюю плодотворную работу в системе ЖКХ и достижение высоких результатов:

131 человек награжден ведомственным знаком "Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России";

44 человека награждены почетными грамотами Госстроя России;

119 человекам объявлена благодарность.

Призами за лучшую публикацию 2001 г. награждены:

коллектив авторов из Волгоградской обл. за серию статей по опыту реформы ЖКХ;

отраслевая аудиторская фирма "Жилкомаудит" за освещение вопросов отраслевого бухгалтерского учета и налогообложения;

Т.М. Говоренкова - директор центра "Муниципалитет" Института развития Москвы за освещение истории развития жилищного фонда в России;

Государственная жилищная инспекция (Москва) за серию статей, освещающих зарубежный опыт в жилищной сфере;

Т.Н. Тасенко (зав. отделом реализации проекта передачи ведомственного жилищного фонда мэрии г. Череповца) за серию статей по управлению в сфере ЖКХ муниципального образования.

По итогам форума принята резолюция.