Доклад члена Координационного совета по самоуправлению в жилищной сфере при Правительстве Москвы Матерова Льва Николаевича по теме: “Информационная поддержка средствами массовой информации товариществ собственников жилья и их эффективного функционирования” на научно-практической конференции ЮВАО “Самоуправление граждан в жилищной сфере: кондоминиум и ТСЖ, современное состояние, проблемы и пути их решения” 09.04.2003г.

 

Почему возникла потребность в поддержке средствами массовой информации, в том числе электронными, создания и функционирования товариществ собственников жилья, как способа управления земельно-имущественным комплексом – кондоминиумом?

Из 192 млн. кв. метров жилой площади города в частной собственности физических и юридических лиц находится 65,3 процента площади. Если условно взять и приблизительно оценить стоимость одного квадратного метра московского жилья в 700 долларов США, то за 12 лет москвичам передан жилищный капитал в размере восьмидесяти семи млрд. долларов.

В Москве жители проживают в более чем 3,5 млн. квартирах, причем в частной собственности находится 2 млн. квартир. Из 39172 жилых домов в городе хоть завтра можно в 30 процентах (а это свыше 12 тысяч домов) сформировать кондоминиумы и выбрать способ управления в них в виде товариществ собственников жилья.

С просьбами разрешить самостоятельно управлять своими многоквартирными домами москвичи начали обращаться уже в начале 90-х годов и тогда городские власти впервые разработали и приняли в 1993 году соответствующие постановления, а в августе 2000 года была утверждена московским правительством Комплексная городская программа формирования кондоминиумов и создания условий для регистрации и деятельности товариществ собственников жилья. На сегодня итог весьма скромный. В городе сформировано 1010 имущественно-земельных комплексов в определенных земельных границах и с зарегистрированными нежилыми помещениями, в 753 жилых домах созданы товарищества собственников жилья, но только в 115-ти из них собственники решились на самостоятельное управление домами.

Многочисленные социологические опросы проведенные в городе и префектурах показали, что готовность населения участвовать в создании жилищных объединений достаточно низкая, причем у большинства москвичей (54,1%) отсутствует представление о том, что такое товарищество собственников жилья или жилищное объединение.

Двенадцатилетний опыт показывает, что серьезными причинами, сдерживающими развитие ТСЖ как формы самоорганизации жителей, является отсутствие у граждан опыта самоуправления, информации о преимуществах новой правовой культуры – кондоминиума, психологическая неготовность и боязнь взять на себя ответственность за будущее жилого дома, опасение возможного увеличения, платежей, налогов для членов ТСЖ и других факторов, основанных на недостаточном знании и понимании вопросов управления домовладением.

Надо отметить, что представители исполнительной власти разных уровней, застройщики-заказчики не верят в инициативу жителей и не ожидают в скором будущем появление эффективно функционирующих самоуправленческих структур, контролирующих финансовые потоки и работу коммунальных служб.

Многие собственники даже не подозревают, что ставка планово-нормативного расхода на техническое обслуживание составляет сегодня 6,7 рубля за каждый квадратный метр жилой площади. Из них - 1,52 рубля товариществу платят собственники, а разницу - 5,18 доплачивается из бюджета города. Если собственники жилого дома хотят узнать, сколько должно придти финансовых средств на расчетный счет ТСЖ, достаточно умножить эту ставку на все квадратные метры конкретного жилого дома и на двенадцать месяцев. И это планирует город осуществлять до 2008 года. – пока Москва не перейдет на стопроцентную оплату коммунальных услуг.

Взяв от приватизации жилья самое “вкусное” - права: владения, пользования и распоряжения, собственник “забыл”, что у него есть масса обязанностей, которые он охотно возложил на ГРЭПы, ДЕЗы, управы, префектуру, Правительство Москвы. Иждивенческое поведение отдельных групп собственников жилья определяется сегодня такими установками общественного сознания и создают следующие социально-психологические мифы: жить в ТСЖ экономически не выгодно, реформа ЖКХ сводится только к повышению ставок и тарифов, собственники не доверяют друг другу, домовладельцы очень боятся насилия и принуждения к вступлению в ТСЖ, жители думают, что будут платить в ТСЖ “за себя и за того парня”.

При сохранении обязательств города содержать всех жителей без разбора (даже тех кто имеет хоромы и второе жилье) за счет городского бюджета, предложение создать ТСЖ в муниципальном доме воспринимается собственниками почти как “провокация”. Конечно, многие читали Гражданский кодекс и знают, что на собственнике должно лежать полное бремя ответственности за содержание и судьбу своей собственности, но они боятся, что это бремя ляжет на них раньше соседей, не поддавшихся на эту “провокацию”. Более того, собственники, приобретшие жилье самостоятельно за полновесную коммерческую цену, сплошь и рядом воспринимают как оскорбление необходимость создания ТСЖ и оплачивать по факту труд дворников, уборщиц и слесарей и требуют оплачивать новое жилье по расценкам ДЕЗов для “хрущовок”.

Таким образом, любые попытки “зазывать” собственника в кондоминиум, обещая льготы, субсидии, дотации, отдавая ТСЖ городскую собственность в управление или продавая ее по себестоимости, делаются для того, чтобы собственники согласились самостоятельно “порулить” своими 6,7 рублями за 1 кв.м технического обслуживания жилого дома.

К сожалению, все эти попытки не что иное, как утвердить в сознании собственника ложное представление о том, что ТСЖ в кондоминиуме для него не единственная перспектива. Чем дальше будет длиться такое положение вещей со стороны исполнительной власти, средств массовой информации, тем больше путанных мифов, представлений и претензий будет рождаться в головах собственников.

Я, например, просмотрел в методическом кабинете префектуры СВАО все подшивки районных газет за полтора года. И кроме рассуждений о том, что такое ТСЖ и кондоминиум, ничего не нашел. В районных газетах нет аналитики, нет обсуждения тех непростых проблем, о которых я говорил выше, нет анализа хода выполнения городской, окружной и районных программ кондоминизации. Да, и в префектуре ЮВАО, когда я попросил для компакт-диска дать самые интересные статьи на эту тему, мне было сказано, что их практически нет.

Федеральные и некоторые городские же газеты обрушивают на головы собственников такие материалы, что совершенно непонятно, что же они хотят сказать. Например, недавно прошла пресс-конференция руководителя Департамента жилищной политики и жилого фонда П.В.Сапрыкина. Судя только по заголовкам газет можно сформулировать

негативное отношение средств массовой информации к этим вопросам. Вот названия кричащих заголовков: “Тамбовский волк тебе товарищество” - газета “Московский комсомолец”, от 28.02.03г., “Народный контроль. Столичные власти хотят вручить управление домами нанимателям жилья” - газета “Время новостей”, от 27.02.03г., “Кондоминиумам предложили больше жаловаться” - газета “Коммерсантъ”, от 27.02.03г.,

Самообслуживание. Москвичей зовут в кондоминиумы, но неизвестно зачем”, -газета “Известия”, от 27.02.03г., “Власти загоняют москвичей в 800 добровольных товариществ”, - “Столичная вечерняя газета”, от 27.02.03г. и т.д.

Просить же средства массовой информации осветить вопросы ответственности собственников жилого дома за качество среды обитания, за уровень этой ответственности, который должен сдвинуться с черты хаотичного и беспомощного иждивенчества и подняться до уровня реального хозяйствования не только в своей квартире, но и в доме, подъезде, на придомовой территории, о роли исполнительной власти разных уровней в строительстве такого института кондоминиума, который реально возьмется за восстановление порядка в управлении частным жилым фондом города, в создании реальных условий для саморазвития кондоминиумных правоотношений, в повышении роли некоммерческих объединений, союзов, ассоциаций, жилищных движений - все эти темы еще не нашли отражения в нашей печати, на радио, телевидении, в Интернете.

Главный недостаток – отсутствие “общественного договора”, на который только и может опираться государство при проведении масштабных общественно-экономических преобразований. Решения, принимаемые “сверху”, встречают неадекватную общественную реакцию по причине слабости и неразвитости институтов гражданского общества, механизмов участия различных общественных и социальных групп в формировании решений.

Именно все средства массовой информации должны объяснять жителям, что город – это прежде всего люди. Их свободное участие в правовой, информационной, социальной и экономической жизни – есть основа развития. Задача городской власти, – создать для этого все условия, а средства массовой информации должны объяснить это собственникам, нанимателям, арендаторам.

“Социальный” эффект начинает проявляться в виде открытости деятельности органов местного самоуправления, повышения информированности населения, наконец, в стремлении граждан и их объединений, союзов и ассоциаций принять активное участие в муниципальном управлении. Этот эффект не проявляется сразу, но он наиболее важен и его необходимо развивать и усиливать.

Надо прямо поддержать префектуру ЮВАО, которая в рамках формирования Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу внедряет систему “Электронный округ”. Главными целями этой системы округ ставит:

- информирование населения о деятельности органов власти;

- свобода доступа населения к необходимой информации;

- повышение эффективности деятельности территориальных структур власти и управления посредством развития информационных технологий.

Создание портала ЮВАО, более сотни сайтов о деятельности учреждений и организаций округа уже стало заметным событием. Практически, начав с нуля, портал уже посетило более 5000 пользователей Интернета, в том числе жителей округа.

Важно также рассмотреть в связи с этим вопрос об участии общественности в информационных процессах, которые сегодня развертываются в округе. Хотелось бы отметить три причины. Это прежде всего учет мнения различных групп населения. Кроме того, оно позволяет усилить эффективность жилищной социальной политики и, наконец, является фактором контроля за деятельностью власти. По мере развития гражданского общества, его демократизации общественное участие в информационных процессах становится нормой.

В основе информации лежат четыре принципа прозрачности: четкость ролей и функций, общественная доступность информации, открытость подготовки и исполнения решений, независимые гарантии достоверности. Прозрачность предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, понятной и отвечающей международным стандартам информации о политических, экономических, финансовых и иных операциях власти, включая операции за пределами государственного сектора.

Существуют различные уровни общественного участия в информационных процессах: гражданское управление, делегирование полномочий (управление жилыми домами), социальное партнерство, учет мнений, консультации, информирование, “шоковая терапия”, манипулирование общественным сознанием, “черные” пиаровские технологии.

Общественное участие жилищных объединений и движений округа и районов предполагает возможность влиять на принятие решений и их контролировать (т.е. дать реальные полномочия). Оно может быть и “символическим” – “скажут и выслушают”.

Основные проблемы заключаются в том, что власти на разных уровнях не хотят участия общественности в информационных процессах из-за нежелания контроля, опасаясь некомпетентности. Да и сама общественность, не очень-то хочет разбираться в социальных, экономических, финансовых и информационных делах, связанных с кондоминизацией округа. Условиями реальной общественной экспертизы этих процессов является информированность общественности, в том числе средствами массовой информации, “прозрачность” и доступность информации о деятельности властных структур, наличие аналитической информации.

Создаваемый портал ЮВАО может успешно развиваться в рамках повседневной деятельности. Следующими этапами станут электронные версии выпусков районных газет, постоянно действующие конференции (в том числе жилищные), дискуссионные клубы, лектории, закрепление функций по ведению информации в должностных инструкциях чиновников разных уровней.

Эффективность проекта обеспечивается тем, что у многих семей в районах округа уже есть доступ к Интернету. Сегодня практически в каждом доме округа есть 10-20 пользователей, которые имеют выход в мировую сеть дома, на работе, в библиотеках районов, в Интернет-кафе. Вопросы технической отсталости коммуникаций большинства районов округа решатся в течение ближайших двух лет. Количество пользователей интернета стремительно растет.

Следует отметить и такой побочный эффект, как создание на портале дополнительных информационных ресурсов. Портал ЮВАО притягивает информацию. Например, в связи с проведением данной научно-практической конференции, был подготовлен компакт-диск с объемом информации 170 мегабайт. Часть материалов компакт-диска будет использована на портале ЮВАО. Товарищества собственников жилья округа могли бы создать сайты “Книга памяти”, “Книга павших”, “Кто жил в нашем доме”, “Почетные граждане Москвы, округа, лучшие люди района”, “Лучший устав ТСЖ”, “Лучший бизнес-план и бюджет ТСЖ”, “Лучшие правила проживания в кондоминиуме” и т.п.

Конечно предстоит изучить общественное мнение округа о том, что такое единое информационное пространство, кому и зачем оно нужно. С этой целью можно провести анкетирование сотрудников администрации округа и районов, жителей, собственников, создать консультационно-справочную службу для председателей и членов правлений ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК, для студентов, учащихся, социально незащищенных слоев населения, где можно было получить информацию об учреждениях образования и повышения квалификации. Организовать информационные услуги для препринимателей, в том числе для предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающие жилые дома, создать электронную базу “Деловое ЮВАО”, справочную службу для населения, в том числе по вопросам поиска работы и для создания рабочих мест в ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК.

Единое информационное пространство в округе и районах может быть создано при условии решения следующих проблем:

- установления обратной связи с информационными центрами округа и районов со своими

пользователями для определения перспектив своего развития;

- доступность муниципальной информации для населения;

Сегодня эту роль во многом выполняют средства массовой информации и телевидение. На уровне города заметна роль нескольких еженедельных газет: “Квартирный ряд” - Департамента жилищной политики и жилищного фонда, издающаяся как газета в газете “Вечерняя Москва” (тираж 300000 экземпляров) и новая газета Комплекса городского хозяйства “Московская среда” (бесплатный тираж 500000 экземпляров). И хотя, газета “Московская среда” выходит с ноября 2002г. она стала заметным событием в информационном обеспечении реформы ЖКХ. В каждом номере обязательно под рубрикой “Реформа ЖКХ: сегодня и завтра” печатаются материалы о проблемах и опыте ТСЖ и кондоминиумов. На ТВЦ создана и нашла свою аудиторию (каждая пятница в 12:30) передача “А у нас во дворе”. Она знаменательна тем, что в ней присутствуют артисты (игровые типовые эпизоды), представители населения (высказывают свое мнение) и эксперты (руководители города, отвечающие за организацию и функционирование ТСЖ, депутаты Государственной и Московской Думы, руководители жилищных движений, ассоциаций ТСЖ, председатели правлений ТСЖ, управляющие и управляющие компании).

Заметным событием стало для города появление новых газет и журналов. Газета “Народный контроль”. Издается 10000 тиражом с июля 2001г. и учредителем которой является общественная организация “Народный контроль”. Газета “Москва любимый город”, которая издается коммерческой строительной корпорацией “Социальная инициатива и освещает реализацию реформы ЖКХ и насущные проблемы каждой семьи. Партии “Единство”, “Союз правых сил” и “Народная партия” также стали издавать свои газеты. В них значительное место уделяется не только партийным проблемам, но и реформе ЖКХ.

Наметилась серьезная тенденция, когда частные и государственные организации и лица привлекают свои финансовые ресурсы к изданию новых газет и журналов. Так, ООО “Омега-Информ” начало издавать ежемесячный журнал “Жилье и реформы”, тиражом 30000 экземпляров.

ООО “КИТС ХХ1” совместно с Госстроем России, Главэкспертизой России и РИКС с 2000г. издают ежемесячную газету “Строительство и бизнес”, тиражом 10000 экземпляров. Информационное агентство “Новости строительства” с сентября 2002г. начало издание Всероссийского отраслевого журнала “Строительство”, тиражом 50000 экземпляров. Участники консорциума, состоящие из министерств и ведомств России, Москвы, Санкт-Петербурга, ассоциаций и союзов строителей Финляндии, Польши, Нидерландов совместно с МГСУ на двух языках начали в 2002г. международное издание журнала “Недвижимость: экономика, управление”.

Надо отметить, что и округе в 2002 году появился журнал “Управа”, который сразу обратил на себя внимание научной проработкой проблем местного самоуправления в России, реформы ЖКХ, вопросам развития ТСЖ и формирования кондоминиумов. Учредители журнала: Российская муниципальная академия и ИИЦ “На каждый день”. Этот журнал, прекрасно оформленный, увеличил свой тираж вдвое за один год и сегодня издается тиражом 2000 экземпляров.

Для организации доступа населения к информационным ресурсам могут быть созданы электронные доски объявлений. Широкий доступ также может быть организован в приемных районных управ и муниципальных образований, методических кабинетах управ и ДЕЗов, библиотеках и учебных заведениях (институтах, техникумах, школах). На базе портала ЮВАО может эффективно работать “окно жалоб” (вопросов, претензий) для населения и предпринимателей. Это очень важный и нужный путь снятия административных барьеров для развития предпринимательства, в том числе малого в ТСЖ.

Уже сегодня средствами массовой информации: окружной и районными газетами, местными кабельными сетями телевидения, порталом и районными сайтами в Интернете

можно многое сделать для пропаганды передового опыта функционирования ТСЖ и других объединений жителей в округе и районах. Задача только одна – активно использовать все эти технические возможности и привлекать население к управлению жилым фондом.

Комплексная программа движения Москвы к информационному обществу, “Электронный округ ЮВАО” будут формировать единое информационное пространство для исполнительной и законодательных ветвей власти всех уровней, жилищно-коммунальной сфер города, округов, районов и обеспечивать их информационное взаимодействие. Система позволит эффективно использовать значительный массив городской, окружной и районной информации, представляющей интерес для широкого круга специалистов, практиков, научных работников, органов власти, управления, жилищно-коммунального хозяйства, а также коммерческих, некоммерческих и общественных организаций.

При этом система будет способствовать активному формированию общественного мнения в поддержку создания единого информационного пространства города, округов, районов, реформы ЖКХ, местного самоуправления, формированию кондоминиумов и деятельности ТСЖ.

В результате развития системы будут созданы уникальные информационные ресурсы, предназначенные непосредственно для различных категорий пользователей с учетом специфики их информационных интересов и запросов. Эффективное использование возможностей системы позволит целенаправленно влиять на растущую тенденцию к повышению общественной и предпринимательской активности собственников, жителей и предприятий жилищно-коммунальной сферы всех форм собственности, активному участию их представителей в работе органов власти, различных уровней местного, жилищного и территориального общественного самоуправления.