Проект

Рекомендации

Окружной научно-практической конференции ЮВАО “Самоуправление граждан в жилищной сфере: кондоминиум и ТСЖ. Современное состояние, проблемы и пути их решения”

Заслушав и обсудив выступления на пленарном заседании, участники окружной научно-практической конференции ЮВАО отмечают, что в городе, округе и районах проводится работа по выполнению Комплексной городской программы формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, аналогичные программы приняты и выполняются на уровне ЮВАО и районах округа.

Конференция проведена по инициативе Городской жилищной палаты – регионального центра управления частным жильем, Ассоциации ТСЖ “Центр”, префектуры ЮВАО, районных управ в соответствии с московским законом “О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, резолюцией городской общественной конференции “Жилищно-коммунальная реформа и жилищное самоуправление: состояние, проблемы и пути решения”, которая состоялась в мэрии города в ноябре 2002г. Конференция проводилась как совместное собрание представителей общественных, жилищных движений, ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК, административных структур округа и районов, муниципальных образований, науки и учебных центров, коммерческих организаций, как одно из мероприятий в рамках подготовки к Московскому Гражданскому форуму.

Участники рассмотрели вопросы выполнения программ развития жилищного самоуправления, формирования кондоминиумов на территории округа как инструмента реализации жилищно-коммунальной реформы в интересах населения. Однако дальнейшее продвижение реформирования ЖКХ в округе невозможна без скорейшего решения первостепенных проблем, обозначенных участниками в процессе работы научно-практической конференции.

“Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ”, утвержденная Правительством России в ноябре 2001г. подвергается критике со всех сторон и требует безотлагательной корректировки. Налицо как несогласованность действий между федеральными ведомствами, ответственными за реформы, так и разное понимание смысла реформ в органах власти города различных уровней.

Большая часть населения округа обоснованно опасается, что все преобразования сведутся лишь к повышению цен на услуги, бюрократические препоны в регистрации и формировании кондоминиумов, товариществ собственников жилья и других объединений жителей, собственников жилых и нежилых помещений. Нежелание Департамента имущества г.Москвы передавать нежилые помещения, земельные участки в собственность домовладельцев, продажа общедолевой собственности домов, любым коммерческим юридическим и физическим лицам, отсутствие экономических и правовых условий для деятельности объединений жителей- все это отталкивает собственников от жилищного, общественно-территориального, местного самоуправления, не создает равные условия деятельности для всех субъектов на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Несмотря на безусловное признание важности роли жилищно-коммунального хозяйства для каждой семьи и каждого гражданина, проживающего на территории округа, органы государственной власти, власть субъекта Российской Федерации города, законодательные органы Москвы и муниципальных образований уделяют недостаточной внимание вопросам законодательного обеспечения реформ жилищно-коммунального хозяйства, местного, территориального и жилищного самоуправления.

Последние годы государство хронически не выполняло своих обязательств перед жилищно-коммунальным комплексом города. Долги бюджетной сферы более чем вдвое превышают долги населения предприятиям ЖКХ. В свою очередь значительная часть предприятий ЖКХ являются должниками поставщиков- монополистов: Мосэнерго, Мосгаза, Мосводоканала, Мосгортепла и т.д. Предприятия-должники не могут быть привлекательными для инвестора, но главный должник – государство не дает ответа на вопрос о том, кто должен погасить эти долги. Органы местного самоуправления районов ЮВАО, вновь созданные муниципалитеты, на которых лежит ответственность перед жителями округа за деятельность ЖКХ, в целом ряде случаев лишены необходимой доходной базы.

Бесконфликтных: реформы ЖКХ, жилищного самоуправления невозможны, если у каждого муниципалитета районов не будут ресурсы для адресной помощи нуждающимся гражданам и одновременно не будет решена проблема погашения долгов государства. В противном случае городские, окружные и районные монополисты будут включать издержки на погашение долгов в свои тарифы для населения.

Важнейшим направлением деятельности органов государственной власти должна стать разработка программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства для выхода из создавшегося состояния. Сегодня жилищный фонд округа приватизирован на процентов, изношен на процентов., объем капитального ремонта составляет процента от норматива., аварийность сетей коммуникаций возросла за десять лет в 5-10 раз по отдельным районам округа.

Участники научно-практической конференции отмечают, что главную тяжесть по обеспечению устойчивого функционирования отрасли ЖКХ несут муниципальные образования, первостепенной задачей органов местного самоуправления на современном этапе признается не усиление административного управления ЖКХ, а формирование эффективной экономической системы хозяйствования, где каждый хозяйствующий субъект, в том числе ТСЖ , экономически заинтересован в сокращении непроизводственных затрат, в энергоресурсосбережении.

Для решения вопросов законодательного обеспечения реформы ЖКХ уже сделаны первые шаги. Действуют Гражданский и Земельный Кодексы, федеральные законы: “Об основах федеральной жилищной политики”, “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, “О защите прав потребителей”, “О товариществах собственников жилья”, “Об энергоснабжении”, а также аналогичные законы города Москвы, постановления московского Правительства и Мэра. .

Тем не менее, нормативной базы для полномасштабного реформирования жилищно-коммунального хозяйства, как в стране, так и в Москве недостаточно. Научно-практическая конференция округа отмечает, что продолжают действовать нормативные документы, противоречащие названным выше законам, В действующих нормативных документах имеет место противоречие одних законодательных норм другим, а некоторые области правоотношений вообще не подкреплены законодательно.

Не принят новый Жилищный кодекс Российской Федерации, не внесены дополнения и изменения в федеральный закон “О товариществах собственниках жилья”, не утвержден порядок использования и распоряжения нежилыми помещениями, являющимися собственностью города, находящимися в составе жилищных комплексов недвижимого имущества в условиях действия федерального и московского законов “О приватизации государственного и муниципального имущества”, не реализованы положения о льготной арендной плате для ТСЖ., установленные законом г.Москвы “О правах ТСЖ по управлению и использованию объектов нежилого фонда в кондоминиумах”. Не принят московский закон “О самоуправлении в жилищной сфере”.

Научно-практическая конференция отмечает, что основная причина тяжелого положения ЖКХ заключается в том, что в этой сфере по-прежнему сохраняется затратный принцип ценообразования, приводящий к раздуванию издержек, нерыночная, неэффективная,- социалистическая по сути, система управления, препятствующая развитию конкуренции и привлечению ресурсов в отрасль, в том числе частных инвестиций. Отсутствует общественный контроль за тарифами локальных монополистов, за количеством и качеством реально потребляемых услуг, отсутствуют юридически оформленные взаимные обязательства поставщиков, внутренних (ТСЖ) и внешних управляющих компаний и организаций (ДЕЗов, ГРЭПов, РЭУ, частных фирм), а также потребителей услуг.

Не подготовлены большинством управ районов округа предложения по проведению экспериментов (пилотных проектов) по отработке механизмов эффективного управления жилищным фондом и передаче управления жилищным фондом товариществам собственников жилья, другим объединениям жителей.

Большинство средств массовой информации округа и районов, кабельное телевиденье слабо освещают выполнение городской, окружной и районных программ по формированию кондоминиумов, созданию условий для деятельности ТСЖ и жилищных объединений, не проводится массовая просветительская компания по разъяснению собственникам, нанимателям, арендаторам, жителям округа и районов их прав и ответственности.

Собственникам округа и районов также надо осознать, что дом – МОЙ, улица – МОЯ, подъезд, придомовая территория, бюджет муниципального образования – все МОЕ, дворники, ГРЭПы, ДЕЗы, частные и государственные компании, милиция служат –МНЕ и отвечают передо МНОЮ, получают деньги от МЕНЯ за сделанное. Если ЭТОГО нет, то местного и жилищного самоуправления тоже НЕТ.

Пока собственник не поймет, что у него единственный шанс стать полноценным хозяином территории – это активно влиять через органы местного самоуправления на муниципальных служащих, на власть, до тех пор местного и жилищного самоуправления в полном объеме не будет.

Научно-практическая конференция отмечает, что ЮВАО первая в столице разработала официальный портал префектуры , который объединяет более 100 сайтов в Интернете, предоставляя широкие возможности как для размещения различных информационных материалов, так и для создания постоянно действующей жилищной конференции округа и районов.

Отметив накопленный положительный опыт, эти и ряд других недостатков в реформировании системы ЖКХ, в выполнении постановления Правительства Москвы №690 от 29.08.2000г., в создании необходимых экономических, финансовых, организационных и информационных условий для развития жилищного самоуправления, взаимодействия его с местным и территориальным общественном самоуправлении

участники научно-практической конференции ЮВАО обращаются со следующими рекомендациями:

1. Создание правовой базы жилищной и коммунальной реформ, жилищного, местного и территориального самоуправления, проведение массовой просветительской кампании в округе ЮВАО и районах среди собственников, нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений, жителей по разъяснению гражданам их прав и обязанностей в средствах массовой информации, кабельных сетях телевидения, на постоянно действующей жилищной конференции, созданной совместно с Российской муниципальной академией “Электронной академии подготовки и переподготовки управленческих кадров для ТСЖ и других объединений жителей” официального портала префектуры в Интернете.

2. Бесплатная приватизация квартир не способствовала повышению ответственности за сохранность жилых многоквартирных зданий в округе и районах, не привела к пониманию, что это единственный способ поддержания и сохранения стоимости собственной приватизированной квартиры. Правоотношения между собственником здания, собственником земли и собственником квартиры еще не нашли в полной мере свое отражение в федеральном и московском законодательствах. Поэтому необходимо просить Государственную Думу РФ и Московскую городскую Думу внести в действующее законодательство поправки, а также принять законодательные акты, позволяющие: - объединениям граждан в жилищной сфере, малому и среднему бизнесу – эффективно управлять жилыми домами, использовать общее имущество и обеспечить конкретное участие собственников и нанимателей квартир в управлении жилыми домами и придомовыми территориями.

3. В ЮВАО и городе не создан “полноценный собственник”. Домовладелец взял от приватизации жилья самое “вкусное” - права владения, пользования, распоряжения и “забыл”, что у собственника есть еще и обязанности, которые он “охотно оставил” за районными, окружными и городскими службами. Для повышения ответственности собственника за судьбу своей собственности необходимо:

- получить каждому собственнику правоустанавливающий документ на недвижимость, где будет указана его доля в общей долевой собственности на землю и жилой дом, т.е. регистрация прав всех собственников на все части кондоминиума;

- обеспечить прозрачность тарифов на услуги, предоставляемые национальными и локальными монополиями;

- исключение из состава затрат всех непроизводительных расходов, не связанных напрямую с производственной деятельностью, в том числе долгов государства;

- установление взаимной ответственности производителей и потребителей услуг ЖКХ ТСЖ на основе договоров, причем договоров с товариществами, как некоммерческими организациями;

- перевод существующих бюджетных субсидий организациям ЖКХ и льгот в денежные доходы населения;

4. Стимулирование создания на добровольной основе различных объединений собственников, нанимателей и арендаторов в жилых домах округа и районах – граждан потребителей услуг ЖКХ в виде ТСЖ, территориальных общин, жилищных товариществ, домовых комитетов, соседских сообществ. Формирование кондоминиумов, регистрация юридических лиц – ТСЖ в настоящее время носит во все возрастающей степени бюрократический характер. Принцип оформления юридического лица – ТСЖ в “одно окно” практически не работает ни в районе, ни в округе, ни в городе. Финансовые затраты по формированию кондоминиумов, межеванию земельного участка земельно-имущественного комплекса, регистрации юридических лиц постоянно возрастают как со стороны исполнительной власти – районов, так и инициативных групп собственников.

5. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства города, округа и районов, внедрение рыночных отношений в сфере ЖКХ, приватизация и акционирование предприятий ЖКХ, создание общественного контроля за естественными монополиями в сфере ЖКХ. Собственники, наниматели и арендаторы, оставленные наедине с монополистами, не справятся с задачами демонополизации отрасли ЖКХ без помощи государства – исполнительной и законодательной ветвей власти всех уровней.

Необходимо создание системы регулирования естественных монополий – механизма принятия компромиссных решений между поставщиками и потребителями услуг, для чего следует обеспечить участие собственников жилых и нежилых помещений, их союзов, объединений, ассоциаций в принятии решений по вопросам реформы ЖКХ и установлению тарифов на всех уровнях власти.

6. Государство, исполнительная власть на местах должна и может стимулировать фактическое развитие конкурентного рынка в сфере ЖКХ, организовывая конкурсы на размещение заказа по обслуживанию товариществ собственников жилья. Правительствам России и Москвы необходимо разработать Единые социальные стандарты проживания населения, установить федеральный стандарт минимального уровня оплаты услуг управления объектами, имеющими общую долевую собственность. Предлагая собственникам жилья партнерство, в столь трудных и жизненно важных реформах, государство должно показать пример цивилизованного поведения в условиях создания рыночных правоотношений.

7. Создание доступной для собственников системы адресной социальной защиты – важнейшая составляющая реформ. Помощь в оплате услуг ЖКХ должна оказываться тем, кто в ней реально нуждается. Система дотирования ЖКХ выгодна тем, кто имеет большую жилищную обеспеченность. Прекращение дотирования будет способствовать установлению социальной справедливости. Внедрение системы специальных счетов граждан – “Социальной карты москвича”, на которые будут переводиться бюджетные жилищные субсидии, потребуют учета местных особенностей, обучения населения обращению с новыми финансовыми документами, прозрачности бюджетного процесса. Причем, в некоторых случаях бюджетные деньги должны приходить на расчетные счета объединений жителей: ТСЖ, ЖСК. ЖК, МЖК, территориальных общин и домкомов, так как есть вероятность, что эти бюджетные жилищные субсидии могут быть потрачены некоторыми пенсионерами на лекарство, неработающими москвичами на алкоголь. В сфере социальной защиты населения необходимо:

- заменить подавляющее большинство льгот собственникам на оплату коммунальных услуг соответствующей денежной компенсацией, которая должна предшествовать отмене льгот;

- законодательно установить, что при начислении жилищных субсидий предельная доля в доходе семьи собственника, расходуемая на оплату коммунальных услуг, должна зависеть от величины этого дохода, что особенно важно для малоимущих, нельзя допустить, чтобы в товариществе собственников жилья одни собственники платили жилищные субсидии другим собственникам за свой счет;

- установить, что переход к полной оплате коммунальных услуг в первую очередь должен осуществляться за площадь, существенно превышающую социальную норму обеспеченности,

- не допускать выселение с жилой площади собственников за задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг без решения суда;

8. Необходимо утвердить Законом РФ единственный стандарт адресной помощи малоимущим. Правительство Москвы при проведении жилищной и коммунальной реформ, должно утвердить свои стандарты перехода к полной оплате коммунальных услуг с учетом местных особенностей районов, разработать методику расчета стандартов для вновь созданных муниципальных образований, тем более, что они теперь распоряжаются жилым фондом, имея в виду, что меры по переводу дотаций в денежные доходы граждан, а также иные меры социальной защиты должны предшествовать повышению доли населения в оплате услуг ЖКХ;

9. Взрывы домов в Москве, теракт на Дубровке показали, что жители ЮВАО чувствуют себя не защищенными от различных посягательств на свою собственность, поэтому создание системы коллективной безопасности домовладений через организацию товариществ собственников жилья и другие объединения жителей становится приоритетной задачей. Краеугольный камень жилищного самоуправления выражен в Конституции России – “самостоятельно и под свою ответственность” население решает свои местные проблемы. Научно-практическая конференция отмечает, что тактические ошибки при проведении реформ могут привести к росту преступности, так как резкое повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг может быть использовано криминальными структурами как средство незаконного завладения собственности граждан, проживающих в домах.

10. Участники научно-практической конференции выражают свое несогласие с отсутствием гарантий от безудержного повышения тарифов локальными монополистами, с приватизацией и акционированием предприятий ЖКХ до их демонополизации, с включением в тарифы задолженности прошлых лет, с отсутствием системы страхования общего имущества кондоминиума. Принципиальна важна последовательность мероприятий при проведении реформ. Любое решение о повышении тарифов на услуги ЖКХ в каждом муниципальном образовании должно быть увязано с выполнением конкретных действий:

- по установке приборов учета на все виды потребляемых ресурсов;

- увеличению числа управляющих и управляющих компаний, особенно в виде акционерных обществ открытого типа, где в состав совета директоров могут быть избраны председатели ТСЖ, ЖСК,ЖК,МЖК, территориальных общин и домкомов, в которых будут проводиться ежегодные отчеты о своей деятельности перед собственниками и нанимателями жилых домов;

- обеспечению полной прозрачности тарифов локальных монополистов;

- заключению реально работающих договоров между ТСЖ, объединениями жителей и поставщиками услуг ЖКХ;

- по переходу от аварийных ремонтов к планово-предупредительным и капитальным, гарантированных Правительством Москвы, что если в жилом приватизированном доме не было капитального ремонта 20-30-50 лет, то ремонт остается за государством для чего будет создан фонд капитального ремонта кондоминиумов, который будет аккумулировать средства домовладельцев на будущий восстановительный ремонт жилого здания. Сохранность собранных средств будет гарантирована не только исполнительной властью, но и законами города Москвы.

Участники научно-практической конференции ЮВАО подчеркивают, что реформы ЖКХ, жилищного, местного и территориального общественного самоуправления касаются всех граждан нашего города, округа и района и поэтому требуется обеспечить широкое обсуждение их хода в средствах массовой информации, включая кабельное телевидение округа и районов, интернет с участием объединений собственников, представителей профсоюзов, обществ защиты прав потребителей, других общественных организаций и политических партий.

От успеха реформ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, жилищного, местного и территориального самоуправления, от состояния жизнеобеспечивающей инфраструктуры в решающей степени зависит судьба района, округа, города, страны.

 

 

Москва, актовый зал Карачаровского

Механического завода, 9 апреля 2003