13 мая 1998 года № 48
	
	Об    утверждении     Программы
	первоочередных мероприятий  по
	развитию   реформы    жилищно-
	коммунального хозяйства города
	Москвы
	
	
	В целях создания юридической базы для повышения уровня 
эксплуатации и сохранности жилищного фонда города,  качества 
предоставляемых услуг и учитывая реальные финансовые возможности  
населения,
	
	МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА  П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
	
	1. Утвердить Программу первоочередных  мероприятий по развитию 
реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (при-ложение).
	2. Образовать  рабочую группу по дальнейшему  совершенствованию 
Программы первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-
коммунального  хозяйства города Москвы.  
	Включить в состав указанной группы депутатов: Антонова И.Е., 
Катаева Д.И.,  Лобок Г.В.,  Плотникова В.К., Хованскую Г.П., Широкова А.В.
	3. Просить Мэра Москвы направить в состав указанной группы своих 
представителей.

4. Настоящее постановление вступает в силу с момента  его принятия.
	5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на 
Председателя Московской городской Думы.
	
	
	
	
	П.п. Председатель Московской
	         городской Думы                                                                 В.М.Платонов
	
	
	Разослано: депутатам Московской городской Думы - 35 экз., руководителю 
аппарата Думы, государственно-правовому отделу Думы, 
информационно-аналитическому отделу Думы, пресс-центру 
Думы, "Ведомости Московской Думы", Мэру Москвы, 
полномочному представителю Мэра Москвы в Московской 
городской Думе, Управлению делами мэрии, Государственно-
правовому управлению мэрии, отделу по связям с 
представительными органами государственной власти 
Правительства Москвы, префектам административных округов, 
Председателю Московского городского суда, Председателю 
Арбитражного суда Москвы, Прокурору Москвы, Контрольно-
счетной палате Москвы, Конституционному Суду Российской 
Федерации, Научному центру правовой информации, 
Государственно-правовому управлению Президента Российской 
Федерации (Гузанову Б.В.), Управлению делопроизводства 
аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской 
Федерации, Управлению документационного обеспечения 
аппарата Государственной Думы Федерального Собрания 
Российской Федерации, директору Парламентской биб-лиотеки 
Российской Федерации (Андреевой И.А.), Центру 
законотворчества Москвы (Вознесенский пер., 21/6, к.467), 
"Тверская, 13",  "Вестник  мэрии Москвы"
	
	Удальцов А.Н.
	923-75-28
	
	                 ПРИЛОЖЕНИЕ 
	      к постановлению Московской  
	      городской Думы
	      от 13 мая 1998 года
	                                                                                  № 48
	
	
	П Р О Г Р А М М А
	первоочередных мероприятий по развитию
	реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
	
	
	Основные цели реформы
	
	Программа первоочередных мероприятий по развитию реформы  
жилищно-коммунального  хозяйства города Москвы разработана в 
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля
1997 года № 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в 
Российской Федерации" с учетом особенностей многомиллионного города,  а 
также результатов проведенных в 1991-1997 годах преобразований, в целях 
создания юридической базы для  реформирования жилищно-коммунального 
хозяйства города Москвы.
	Главным условием реформы является экономическая 
сбалансированность проводимых мероприятий с реальными возможностями 
городского бюджета и доходами населения. Жилищная реформа в городе 
Москве проводится с целью решения следующих задач:
	1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также 
создание условий проживания,  отвечающих стандартам качества.
	2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда 
при  обязательном сохранении или повышении качества предоставляемых 
жилищно-коммунальных услуг за счет внедрения ресурсосберегающих 
технологий и реорганизации жизнеобеспечивающих структур.
	3. Переход от бюджетного  дотирования  жилищно-коммунального 
хозяйства к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и 
коммунальных услуг населением-потребителем  при  условии обеспечения 
социальной защиты малообеспеченных семей и сохранения жизненного 
уровня семей со средним достатком, экономического стимулирования  
повышения  качества обслуживания и снижения издержек производства.
	4. Сохранение и восстановление жилищного фонда.
	
	1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами
	
	1.1. Начиная с 1998 года внедрить системное исчисление индекса 
доступности жилья.
	1.2. Продолжить в 1998 году реализацию мероприятий по снижению 
стоимости строительства жилья в целях доведения стоимости одного 
квадратного метра до размера,  равного полутора среднемесячным зарплатам.
	1.3. Для расширения возможности граждан в улучшении жилищных  
условий продолжить размещение облигаций Московского государственного 
жилищного займа, поддерживая объем его реализации по себестоимости  
строительства  жилья  на уровне спроса населения в течение всего срока 
обращения облигаций (десять лет).
	1.4. В соответствии с действующим порядком  предоставлять 
гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные  
субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств 
городского бюджета.
	1.5. Для обеспечения  доступности приобретения жилой площади в 
городе Москве гражданами с уровнем дохода на члена семьи,  превышающим 
прожиточный минимум,  разработать и внедрить в 1998 году механизм 
целевых накопительных вкладов и привлечения денежных средств 
коммерческих  банков  в  виде  ипотечного кредитования населения под 
приемлемые проценты и на длительный срок.
	1.6. С целью перераспределения имеющегося жилищного фонда и 
получения дополнительной площади на нужды  города  разработать  порядок 
и экономические стимулы для обмена квартир большей площади на меньшую 
с согласия граждан.
	1.7. Для активного вовлечения средств жителей, нуждающихся в 
улучшении жилищных  условий,  продолжить  формирование целевых 
накопительных жилищных вкладов и предоставление кредитов.
	
	2. Определение стандарта (норматива) условий проживания
	
	2.1. Разработать стандарт (норматив) условий проживания для диф-
ференциации ставок оплаты жилья и услуг.
	2.2. Не реже одного раза в пять лет представлять на рассмотрение 
Московской городской Думе  предложения по пересмотру действующих в 
городе Москве стандартов  и  нормативов  по эксплуатации жилищного  
фонда. 
	2.3. За счет средств городского бюджета провести  паспортизацию 
жилищного и нежилого фондов города, обеспечив доступность данной 
информации для населения Москвы.
	
	3. Разработка  Программы  капитального ремонта жилищного 
фонда               и объектов  коммунального хозяйства
	
	3.1. Правительству Москвы в течение 1998 года разработать  
Программу капитального ремонта жилищного фонда и объектов 
коммунального хозяйства.
	3.2. Законодательно определить понятия капитального и других ви-дов 
ремонта.  Ввести понятие задолженности города Москвы по финансированию 
капитального  ремонта.  Зафиксировать  обязательства города Москвы по 
погашению этой задолженности.
	3.3. Считать первоочередной задачей доведение объемов капитального 
ремонта,  реконструкции  жилья и объектов коммунального хозяй-ства до 
уровня, обеспечивающего сокращение доли жилья и объектов коммунального 
хозяйства, нуждающихся в капитальном ремонте.
	3.4. В планах социально-экономического развития  и  застройки   
районов устанавливать  очередность капитального ремонта (реконструк-ции, 
замены) объектов жилищно-коммунального хозяйства с учетом прогнозов 
развития районов и имеющихся средств.
	3.5. Положение о конкурсах и о порядке приемки работ представить на 
утверждение Московской городской Думе.  
	
	4. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
	
	4.1. Обеспечить начиная с 1998 года формирование городского и 
муниципального заказов на обслуживание,  ремонт и развитие объектов 
жилищно-коммунального назначения на конкурсной основе.
	4.2. Проводить демонополизацию жилищно-коммунального хозяй-ства 
в соответствии с постановлениями Московской городской Думы  от  20 
сентября 1995 года № 61 "Об утверждении и введении в действие Программы 
приватизации государственной и муниципальной  собственности в Москве", 
от 19 марта 1997 года № 20 "О Перечне предприятий и организаций 
федеральной и городской собственности,  подлежащих приватизации в 1997 
году" и постановлением Правительства Москвы от 17 января 1995 года № 34 
"О мерах по совершенствованию управления городским  хозяйством  в 
процессе приватизации".
	4.3. Начиная с 1998 года приступить к поэтапной приватизации  
предприятий,  выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного 
фонда.
	4.4. Расширить практику отбора подрядчиков для выполнения работ по 
содержанию и ремонту жилищного фонда и его  оборудования  на  
конкурсной основе независимо от хозяйственно-правового статуса 
подрядчика при наличии у него лицензии на соответствующий вид работ. 
Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого предприятиями,  
отобранными на конкурсной основе,  в 1998 году до 60 процентов,  в 1999 го-
ду - 100 процентов.
	4.5. В  положениях  о конкурсах предусматривать участие в  кон-
курсных  комиссиях и в приемке работ представителей районных Собраний, 
территориальных комитетов общественного  самоуправления, прав-лений  
жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья.
	4.6. Положения о конкурсах представить  на  утверждение  Московской 
городской Думе. 
	4.7. Разработать  законодательную инициативу о передаче жилищного 
фонда в доверительное управление организациям (различных форм 
собственности) и непосредственным собственникам - товариществам 
собственников жилья.
	Начиная с 1998  года  обеспечить  постепенный переход  на  
конкурсный отбор частных компаний для управления жилищным фондом  с 
тем,  чтобы в 1998 году на этих условиях работало не  менее одной ДЕЗ в 
каждом административном округе.  Ввести лицензирование данного вида 
деятельности.  Дальнейшее развитие этой системы определить на основании 
проведенного эксперимента.
	4.8. Обеспечить в результате реформы собственности в жилищном 
хозяйстве  формирование двух уровней конкурентных отношений:
	- конкуренция  в  сфере управления недвижимостью за получение 
заказа от собственника на управление жилищным фондом;
	- конкуренция  подрядных  организаций  за получение заказа на 
обслуживание жилья.
	
	5. Развитие договорных отношений между субъектами 
	    собственности и  субъектами хозяйствования
	
	5.1. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие со-
здание товариществ собственников жилья посредством  предоставления 
налоговых льгот,  организации обучения. Осуществлять финансирование 
работ по содержанию и ремонту жилищного фонда  товариществ собст-
венников жилья на равных условиях с жилищным фондом, находящимся в 
собственности города.  В первоочередном порядке устанавливать  в  до-мах 
жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ 
собственников жилья централизованные системы контроля 
теплоэнергетических  ресурсов, диагностики работоспособности инженерных 
систем жилых домов.
	5.2. Завершить  в 1998  году разделение функций заказчика и 
подрядчика на работах по эксплуатации жилищного  фонда, а  именно - 
передать в ДЕЗ расчеты за жилищные и коммунальные услуги с населением и 
расположенными в жилищном фонде  организациями.
	5.3. В 1998 году заключить договоры на оказание жилищных (экс-
плуатационных)  и  коммунальных  услуг  между собственниками, 
владельцами,  арендаторами, нанимателями жилых помещений и 
управляющими  жилищным  фондом  организациями и в дальнейшем 
проводить эту работу постоянно.
	5.4. Обеспечить в 1998 году и последующие годы обязательное 
заключение договоров между службами заказчика и  эксплуатационными  
подрядными  организациями с указанием конкретного перечня и объемов 
подлежащих выполнению работ, санкций за невыполнение или 
ненадлежащее их выполнение.
	5.5. Обеспечить заключение договоров с управляющими компаниями,  
победившими в конкурсах на управление жилищным фондом, с указанием 
конкретного перечня и  объемов  подлежащих  выполнению работ, с 
указанием их ответственности за ненадлежащее выполнение.
	
	6. Регулирование деятельности локальных  и естественных
	    монополий
	
	6.1. Начиная с 1998 года управление ценообразованием предприятий  
естественных монополий осуществлять   через процедуры  утверждения  цен  
и тарифов с  использованием системы нормативов  затрат  мате-риальных, 
энергетических, финансовых и трудовых ресурсов. Разработанные ранее  на 
основе усреднения статистических показателей  нормативы  пересмотреть с 
учетом оценки влияния новых условий хозяйствования, сокращения 
нерациональных затрат (в частности, исключения затрат, не связанных с 
процессом производства и реализации профильных услуг).
	6.2.  В первой половине 1998 года уточнить, с привлечением 
независимой экспертизы,  нормативы тепло-, водо- и газоснабжения  для 
населения и дать оценку научно-технической и экономической 
обоснованности объемов поставляемых ресурсов.
	6.3. Перейти на прямые расчеты за услуги теплоснабжения между 
ресурсоснабжающими предприятиями и  населением:
	1998 год - территория,  обслуживаемая одной ДЕЗ в каждом округе;
	1999 год - 20 % территории  в каждом административном округе;
	2000 год - 50 % территории  в каждом  административном округе; 
	2001 год - 70 % территории  в каждом  административном округе;  
	2002 год - 100 % жилищного  фонда, находящегося в собственности 
города или являющегося частной собственностью.
	6.4. Региональной энергетической  комиссии  и  Межведомственной 
комиссии по ценовой и тарифной политике:
	- организовать проведение  аудиторской  проверки  предприятий 
естественных монополистов,  обеспечивающих  поставку коммунальных 
услуг (АО "Мосэнерго", МГП "Мосводоканал",  МГП "Мосгортепло", ГП 
"Мосгаз", АО "Московская городская телефонная сеть"), в дальнейшем 
проводить  такие проверки ежегодно;
	- при установлении цен и тарифов на энергоресурсы, воду и услуги   
АО "Московская городская телефонная сеть" обеспечить обоснованность 
производственных затрат организаций-поставщиков и  ежеквартально  
производить  регулирование расходов, исходя из нормативных затрат; 
	- с 1998 года установить две категории потребителей по уровню 
тарифов:  население, промышленность и приравненные к ней потребители с 
отменой льготных цен и тарифов;
	- не принимать решений о предоставлении отдельным категориям 
потребителей  льгот  по оплате услуг  тепло-  и  водоснабжения  без указания 
источников их финансирования.
	6.5.  Региональной энергетической комиссии:
	- в 1998  году  ввести  дифференцированные  тарифы  на 
электроэнергию, исходя из нормы расхода энергии на одного человека или 
абонента;
	- подготовить и направить до 1 июля 1998 года владельцам и 
нанимателям квартир, имеющих двухтарифные электросчетчики, проекты 
договоров, позволяющих оплачивать потребляемую энергию по дневному и 
ночному тарифу; 
	- в 1998  году  подготовить  предложения по изменению структуры 
тарифов на тепловую энергию,  предусмотрев выделение из тарифа затрат на 
содержание и ремонт тепловых пунктов и внутриквартальных сетей.
	6.6. Установку  приборов учета   в жилых домах  и  в  тепловых пунктах 
финансировать  за счет средств владельцев этих объектов.
	6.7. Постоянно проводить работы по внедрению ресурсосберегаю-щих 
технологий. В 1998 году разработать и утвердить:
	- программу модернизации центральных тепловых пунктов с целью 
сбережения расхода воды, тепловой и электрической энергии и обеспечения 
учета их расхода;
	- программу создания эталонных микрорайонов с внедрением  
ресурсосберегающих  мероприятий и одновременной установкой приборов 
учета расхода и потребления ресурсов;
	- программу  по реорганизации жизнеобеспечивающих отраслей го-
родского хозяйства;
	- программу централизованной системы учета и контроля расхода 
теплоэнергетических ресурсов и диагностики работоспособности 
инженерных систем жилищного фонда.
	Подготовить и утвердить в Московской городской Думе:
	-  закон о ресурсосбережении в городе Москве;
	- порядок экономического стимулирования ресурсосбережения и 
механизм кредитования ресурсосберегающих мероприятий.
	6.8. Создавать  условия  для  развития компаний  по установке в до-мах 
систем учета расхода теплоэнергетических ресурсов. На первом этапе 
обеспечить государственную поддержку через льготные кредиты, займы, 
выделения бюджетных  средств  на  осуществление  целевой программы 
установки   централизованных систем  учета  и контроля 
теплоэнергетических ресурсов в жилищном фонде.
	6.9. Департаменту экономической  политики  и  развития города 
Москвы  начиная с  1998 года организовать мониторинг ставок,  расценок и 
тарифов в жилищно-коммунальной сфере и энергетике. Устанавливать  и  
доводить  до населения Москвы через средства массовой информации 
предельные ставки,  расценки и тарифы для естественных монополий в 
жилищно-коммунальной сфере и для организаций,  выполняющих работы с 
использованием бюджетного финансирования,  а также на услуги АО 
"Московская городская телефонная сеть".
	6.10. Возложить постоянный контроль за содержанием, ремонтом  и 
сохранностью жилищного фонда на городском уровне на Государственную 
жилищную инспекцию,  на ведомственном - на отделы в отраслевых 
департаментах,  комитетах,  управлениях,  на местном - на местные органы 
самоуправления, главу районной Управы.
	6.11. В состав Региональной энергетической комиссии и 
Межведомственной комиссии по ценовой и тарифной  политике  ввести 
представителей  Московской  городской  Думы,  общества потребителей, 
организа-ций промышленников и предпринимателей.
	6.12. Департаменту  науки  и  промышленной политики в течение 1998 
года провести  конкурс  научно-технических  разработок  на  производство и 
внедрение новых технологий,  позволяющих  осуществлять локальное 
обслуживание относительно небольших групп потребителей  (например,  
обеспечение  проживающих  в группе многоквартирных  домов теплом,  
электроэнергией и др.).
	
	7. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги
	
	7.1. Обеспечить самоокупаемость  жилищного  хозяйства посредст-вом 
повышения населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
	Повышать долю платежей населения в покрытии издержек на  
содержание и  ремонт жилищного фонда,   по предоставлению коммунальных 
услуг пропорционально росту доходов среднеобеспеченных слоев  населения.
	Прогнозируемые темпы роста доли платежей  населения  в процентах к 
нормативным затратам  на  содержание  и ремонт жилищного фонда и 
поставку коммунальных услуг:
	
                              - 1 -                              
    1998 год -  22%                       2003 год -   59%
    1999 год -  27%                       2004 год -   72%
    2000 год -  32%                       2005 год -   83%
    2001 год -  39%                       2006 год -   95%
    2002 год -  48%                       2007 год - 100%
                                
	7.2. Ввести в 1998 году взимание повышенной  платы (до размеров,  
обеспечивающих компенсацию затрат) за жилищные услуги и отопление с 
граждан, имеющих площадь жилых помещений, превышающую социальные 
нормы, исходя из размеров "излишков" в расчете на одного человека с учетом 
установленных законодательными актами  прав  граждан  на дополнительную 
площадь и защиты интересов семей,  состоящих из инвалидов  и  
пенсионеров.
	7.3. Утвердить  в  1998  году общие принципы расчетов с граждана-ми, 
являющимися собственниками жилья и пользователями жилых помещений в 
общежитиях,  четко определив порядок финансирования расходов на 
содержание и ремонт жилищного фонда в зависимости от вида жилья.
	7.4. Добиться  полного учета собственников, имеющих более одной 
отдельной квартиры  на семью, с целью осуществления ими полной оплаты 
издержек на  содержание  жилья и коммунальные услуги.
	7.5. Начиная  с 1998 года производить дальнейшую дифференциацию 
ставок оплаты жилищных и коммунальных услуг, предусмотрев  целевую  
оплату расходов на содержание лифтов,  электроплит, систем ды-моудаления 
с целью первоочередного доведения платежей за данные услуги до их 
фактической стоимости.
	7.6. Ввести в 1998 году  страхование  жилищного  фонда, включая дома 
жилищных и жилищно-строительных кооперативов, исходя из положений о 
системе страхования в городе Москве жилых помещений.
	7.7. Подготовить  к 1 октября 1998 года предложения об упорядоче-нии 
системы предоставления гражданам льгот по  оплате жилищно-ком-
мунальных услуг.
	7.8. При планировании  ассигнований  на  капитальный ремонт и 
содержание жилищного фонда учитывать нормативные  сроки  ремонта, 
структуру и состояние жилищного фонда, численность жителей. 
	7.9. Разработать  механизм  возмещения расходов на содержание 
жилищного фонда жилищных и жилищно-строительных кооперативов, домов 
товариществ собственников жилья.
	7.10. Бюджетные дотации на оплату жилищно-коммунальных услуг 
перечислять с учетом имеющихся у граждан льгот на счета жилищных и 
жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жи-лья (в 
случае заключения соответствующих договоров).
	
	8. Организация социальной защиты населения
	
	8.1. Изменить  в 1998 году  порядок  предоставления  гражданам 
(семьям) субсидий на оплату жилищных  и  коммунальных  услуг, установив, 
что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на каждого 
человека,  не превышающий установленный прожиточный минимум, не 
должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах 
социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных 
услуг свыше 0,5 (половины) установленного федеральным законом 
минимального размера оплаты труда  в  расчете на каждого человека.
	При этом  величину  субсидий определять по двум основаниям: от  
совокупного  дохода  на  одного  человека,  не   превышающего прожиточный  
минимум,  и  как  разницу  между принятыми на данный период размерами 
оплаты жилищно-коммунальных услуг по  социальной норме площади жилья 
и нормативам потребления коммунальных услуг с учетом действующих льгот  
и  предельно  допустимыми  собственными расходами  граждан  на  оплату  
жилищных  и  коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи,  
принимая максимальное  значение субсидии.
	8.2. Установить максимально допустимую долю собственных расхо-дов 
семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг от совокупного семейного 
дохода в следующих размерах (в процентах):
	
	1998 год - 12,5%
	1999 год - 12,5%
	2000 год - 12,5%
	                                                   2001 год - 13%
	
	8.3. Департаменту  экономической  политики  и  развития города 
Москвы начиная с 1998 года:
	- проводить  социальный  мониторинг  доходов  и  расходов населе-ния 
города,  оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
	- анализировать  влияние  тарифов  на коммунальные услуги на 
финансовое состояние предприятий города.
	
	9. Совершенствование нормативно-правовой базы  в
	жилищно-коммунальном хозяйстве
	
	9.1. Правительству Москвы в плановом порядке осуществить работу  по 
разработке и совершенствованию  нормативно-правовой базы в  жилищно-
коммунальной  сфере:
	9.1.1. Не реже одного раза  в  год вносить  в  Московскую  городскую  
Думу предложения об изменениях и дополнениях настоящей Программы.
	9.1.2. Сформировать  условия  для привлечения дополнительных ис-
точников финансирования расходов на содержание,  ремонт  и  реконст-
рукцию жилищного фонда путем  эффективного  использования собст-
венности (жилых и нежилых помещений, придомовой территории):
	- разработать  нормативы  предоставления служебных нежилых 
помещений  для  производственных и иных хозяйственных целей для 
предприятий и  организаций,  занятых  на  работах в  жилищном  фонде, 
независимо от их организационно-правового статуса;
	- предоставить  право  руководителям районных Управ  предоставлять 
предприятиям жилищно-коммунального хозяйства  независимо от их 
правового статуса служебные нежилые помещения для производст-венных и 
иных хозяйственных целей на время  действия договора на выполнение работ 
по управлению или обслуживанию жилищного фонда на условиях оплаты 
ими эксплуатационных и коммунальных  услуг  без  взимания арендной 
платы и без права выкупа.
	
	10. Муниципализация  ведомственного жилищного фонда  
	
	Разработать  и  предложить Правительству Российской Федерации 
соглашение, предусматривающее, что  в  случае  невыполнения  ведом-
ствами-владельцами жилья нормативов по  эксплуатации  и  ремонту  
жилищного  фонда данный жилищный фонд с встроенными нежилыми 
помещениями в установленном законом порядке отчуждается  в  собст-
венность  города Москвы с соответствующими компенсациями городу 
Москве (недвижимостью или ценными бумагами) необходимых расходов на 
приведение в порядок данного  жилищного  фонда.
	
	11. Расширение земельных прав товариществ собственников 
жилья,
	      жилищных и жилищно-строительных кооперативов
	
	По представлению товариществ собственников жилья, жилищных и 
жилищно-строительных кооперативов  оформлять их права на долгосрочную 
аренду придомовых и дворовых  территорий,  закрепленных  за  ними  при  
строительстве, предоставлять им фиксированную часть арендной платы,  
взимаемой с расположенных на этой территории гаражей,  а также право  
взимать  плату за стоянки автомашин. 
	При этом  бремя  доказательств непринадлежности территории к 
конкретному жилому дому возложить на органы власти.
	
	
	
	Верно: