"ВЕК" № 3, 18-25 Январь, 2002 г., полоса № 10

Деньги на ветер перемен

Реформу ЖКХ можно провести, не поднимая цен, как это сделали в московских Хамовниках

 

С 1 января москвичам предложено оплачивать коммунальные услуги на 100 процентов. Правда, пока на добровольной основе. Но это пока — реформы ЖКХ не избежать. Нам говорят, что, во-первых, резко улучшится качество обслуживания, а во-вторых, все равно реформе ЖКХ именно в такой форме нет альтернативы. И нам ничего не остается делать, кроме как соглашаться. Тем более что нашего мнения никто и не спрашивает. Но, оказывается, альтернатива есть. Причем вполне реальная.

Уже много лет в Москве работает РЭУ, которое вообще не получает денег из казны города. И ничего, все довольны.

То, что в жилищно-коммунальном хозяйстве не все хорошо, было ясно и пятнадцать лет назад. И вот в 1987 году, то есть еще в советские времена, по инициативе Моссовета и Ленинского райсовета несколько столичных РЭУ стали экспериментальными, а РЭУ-5 доверили проведение «глубокого эксперимента». Обычные РЭУ — подрядчики, а РЭУ-5 благодаря эксперименту было наделено функциями заказчика, стало хозрасчетным предприятием. Другими словами, сотрудники РЭУ сами подбирали и оплачивали подрядчиков на жилищно-коммунальное обслуживание.

В 1992 году РЭУ-5 прошло перерегистрацию и закрепило свой статус муниципального хозрасчетного предприятия в полном соответствии с принятым тогда законом о предприятиях и предпринимательской деятельности.

— Дела у нас пошли хорошо. Люди нашим обслуживанием были довольны. Но чиновникам мы явно не угодили. И в 1995 году нас вообще перестали финансировать, — рассказывает начальник муниципального предприятия РЭУ-5 территориального округа «Хамовники» Нина Панова.

Не угодило же РЭУ-5 чиновникам тем, что эти самые чиновники были вовсе не нужны работникам РЭУ. Как сегодня финансируются наши жилищно-коммунальные конторы? Частично деньги поступают от аренды зданий. Вообще-то Москомимущество должно платить ДЕЗам 47,5 процента от полученных средств. Но, подчеркивает Панова, РЭУ-5 никогда не получало всей этой суммы. Другой источник — бюджет. Каждый год Мосгордума утверждает бюджет города, в котором заложены расходы на содержание ЖКК. Эти деньги распределяются по округам и районным управам. Но напрямую в дирекции единого заказчика, то есть ДЕЗы, они не поступают, так как между бюджетом и ДЕЗами стоят еще несколько посредников. К тому же в ДЕЗах деньги запросто могут «пропасть». А сотрудники дирекций проверить качество и количество выполненных работ не в состоянии, поэтому зачастую подписывают не настоящие наряды, а «липу». РЭУ-5 — по сути мини-ДЕЗ, но только очень шустрый и оперативный. Главное здесь — учет и контроль. Расчет идет по факту затрат, а не по плану, как в ДЕЗах. То есть все документы здесь подписываются только после того, как работы выполнены и их качество проверено. И хотя здесь тоже составляют хозфинплан, но ни с кем его не согласовывают. А самое главное, РЭУ-5 вообще не получает ни бюджетных денег, ни денег от Москомимущества. При этом не просто выживает, но и живет весьма не плохо на деньги от квартплаты и за проведенные работы. К примеру, в самой конторе сделали капитальный ремонт: новые двери поставили, беломраморную лестницу соорудили, покрыли ее ковровой дорожкой. Заново отделали стены, комнаты, для посетителей поставили кресла и диваны, всюду расставили цветы. Но главное, конечно, не мрамор, а само обслуживание. Чтобы получить нужную справку, перерассчитать квартплату, не нужно выстаивать часами в очереди, на все про все у посетителя уйдет минут пять, десять. Ведь вся информация о квартирах и жильцах давно занесена в компьютеры.

Конечно, в каком-нибудь Выхине или Бирюлеве так наладить работу при полном отсутствии финансирования было бы сложнее. Так что с районом Пановой, можно сказать, повезло — престижный, богатый. Здесь многие жильцы сами платят деньги за обслуживание по повышенной шкале и дают средства на ремонт, так как понимают, что «в одной отдельно взятой квартире капитализм не построишь», если в самом доме — прохудившиеся трубы и ободранные лестничные клетки. Да и арендаторов иной раз Нина Панова уговорит дать деньги на благотворительность: то квартплату за инвалидов заплатить, то устроить для ветеранов праздник. «Вот, — скажет иной проницательный читатель, — деньги-то за обслуживание в РЭУ-5 берут больше, чем в обычном. Так нам и реформа ЖКК то же самое предлагает!» На это можно ответить: РЭУ-5 больше платят, но не все, при этом там и обслуживание гораздо лучше. А вот как будут обстоять дела «по плановой реформе»?

Нина Панова рассказывает, что в ее районе предлагают создать одну организацию вместо трех для обслуживания трех микрорайонов, с бюджетом 8,5 миллиона рублей в год.

— А ведь мы тратим, скажем, на обслуживание одного нашего микрорайона 7 миллионов рублей. Получается, что жильцы будут платить больше, а обслуживать их будут в три раза хуже, раз сумма средств, выделенных на эксплуатацию, будет в три раза меньше!

Вопрос: куда же пойдут наши деньги, на какие такие нужды? И еще один: откуда возьмутся средства на дотации для малообеспеченных москвичей? Это с одной стороны. А с другой — все посредники между бюджетом города и коммунальными службами останутся.

По мысли Пановой, городу нужна одна-единственная реформа. Заключаться же она должна вот в чем: сначала надо рассчитать стоимость обслуживания одного квадратного метра жилья, затем всем ДЕЗам выделить напрямую средства в соответствии с тем количеством квадратных метров, которые этот ДЕЗ обслуживает. И все! Если без бюджетных средств, при полной финансовой блокаде РЭУ-5 выжило, то при указанном финансировании смогут отлично работать все ДЕЗы города. Кстати, нынешние демократические власти «эксперимент», начатый коммунистами, решили закончить и РЭУ-5 закрыть. Почему?

— Нам сказали: вас закрывают, потому что вы идете против системы нашего коммунального хозяйства, — пояснила Панова. Система же сильна тем, что все повязаны одной веревочкой. И самое интересное, что системе выгодно, чтобы коммунальное хозяйство было плохим. Ведь чем хуже, скажем, трубы, тем больше денег можно просить постоянно на их ремонт. А чем больше денег выделяют, тем больше их прилипает к рукам многочисленных чиновников. Панова же всегда поступает по-другому. Ей выгоднее сразу капитально починить крышу и потом пять лет о ней не вспоминать, чем ставить заплатки каждый год. Или разом поменять все лестничные марши… Жители и арендаторы таким подходом довольны. Увы, их мнение роли не играет. А альтернатива — вообще вещь опасная.

Анна Козырева