ДОРОГАЯ РЕФОРМА
Гражданам предлагают заплатить за перестройку ЖКХ
 
     Слово “реформа” у нас в народе давно стало ругательным. Поскольку ассоциируется не иначе как с узаконенной обдираловкой. Правительственный вариант реформирования ЖКХ, который на днях будет обсуждаться в Госдуме, не исключение. И сколько бы чиновники ни заявляли о своих добрых намерениях, их действия говорят об обратном: государство пытается сбросить с себя такое тяжкое бремя, как жилищно-коммунальная сфера, и переложить свои обязательства на граждан.
     “Наведением порядка в самой запущенной сфере отношений” назвал реформу ЖКХ вице-премьер Виктор Христенко. Задача самая что ни на есть благородная. Ситуацию в ЖКХ иначе как критической назвать нельзя: мощности, по разным оценкам, изношены на 60—80%. Если так пойдет и дальше, — пропагандируют за реформу чиновники, — приморский кризис может обернуться еще более страшными катастрофами по всей стране.
     А в чрезвычайных ситуациях, как известно, хороши любые средства. Как рассказала “МК” председатель Комиссии по жилищной политике Мосгордумы Галина Хованская, год назад они внесли в Госдуму законопроект со сложным названием “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики”. Полгода он пылился в думских кабинетах, затем его обсудили на заседании профильного комитета и... отправили на доработку. В марте готовый документ был вновь внесен в Думу, где потихоньку и сгинул. Однако в конце мая как черт из табакерки появился правительственный вариант на ту же тему. И его, в отличие от московского “конкурента”, начали проталкивать через Думу с космической скоростью.
     К чему такая спешка? К деньгам. Точнее, к очень большим деньгам. Цена вопроса — отмена весьма накладных для бюджета льгот, оцениваемых в десятки миллиардов рублей ежегодно.
     Согласно правительственному варианту законопроекта из федерального бюджета будут финансироваться лишь 24 категории льготников (это инвалиды ВОВ и труда, чернобыльцы, Герои России и т.д. — в проекте бюджета на 2003 год на эти цели выделено 13,2 млрд. рублей). Остальных правительство собирается “передать” регионам. Это касается ветеранов труда и граждан, претендующих на получение адресной жилищной субсидии (на нее по федеральным стандартам претендуют все семьи, в которых оплата ЖКУ “съедает” более 22% семейного дохода). Напомним, что ветераны труда — это самая массовая льготная категория. И уж если за ветеранов не может заплатить центр, что говорить о региональных бюджетах? Они просто лягут набок — именно поэтому губернаторам в законопроекте дано право ветеранскую льготу отменять! Получается, что правительство снимает с себя финансовые обязательства в сфере ЖКХ и чужими руками перекладывает их на граждан.
     Вот еще один пример. Сегодня федеральные льготы финансируются из рук вон плохо. Однако пока “недостачу” обнаруживают в своих бюджетах региональные власти. После реформы с отсутствием денег на своих счетах столкнутся сами граждане. И если пока в регионах вынуждены закрывать глаза на неплатежи и пытаться собственными силами затыкать дыры в бюджете, в скором времени латать бреши придется нам самим. За счет собственного семейного бюджета.
     Ладно бы нам пришлось платить за качество. Однако откуда же ему взяться? По мнению депутата Госдумы Сергея Митрохина, для повышения качества услуг необходимы масштабные структурные преобразования: переход на индивидуальную систему учета тепла, воды, газа, создание жилищных товариществ, способных выступать реальными коллективными покупателями услуг, демонополизация отрасли и создание в ней конкурентной среды, обеспечение прозрачности тарифов и многое другое. Все эти меры в правительственной программе есть. Отсутствует только одна мелочь: сроки и механизмы их осуществления. О сроках речь заходит только в увязке с увеличением тарифов, которое никак не согласуется с заданием по структурным реформам. Да и сами задания сформулированы в общей форме, без контрольных цифр и конкретных планов реализации. Для рядового гражданина, по мнению Митрохина, из этого вытекает не очень веселый вывод: платить он станет намного больше за услуги нынешнего качества. Если не худшего, ведь инфраструктура ЖКХ стареет с каждый днем.
     Несмотря на все очевидные недоработки, правительственный вариант реформирования ЖКХ скорее всего пройдет через Думу. Чиновники ведут усиленную пропагандистскую работу и, по нашей информации, уже навербовали себе достаточно сторонников из числа депутатского корпуса (пока резко против выступают только коммунисты и “Яблоко”). Это означает, что законопроект может вступить в силу уже с начала будущего года. Однако наведет ли он порядок? Все останется по-прежнему. Только услуги нетрезвого слесаря станут гораздо дороже.
     
"Московский Комсомолец"
от  23.10.2002

Наталья ШИПИЦЫНА.