Мой дом уже не крепость

Парламентарии приступают к радикальному реформированию нашей многострадальной «коммуналки».

А должны были обсуждать поправки в Закон «Об основах федеральной жилищной политики» сегодня. Теперь вот перенесли на четверг... Разницы, конечно, никакой, но трудно избавиться от впечатления, что «наверху» реформа ЖКХ по большому счету воспринимается точно так же, как и «внизу». Со страхом. Была бы их воля - перенесли бы заседание не на день, а на год.
Что хотят на самом деле и сторонники, и противники поправок в закон - достаточно очевидно и, по сути, в комментариях не нуждается. Интрига заключается лишь в том, каким образом оппоненты собираются добиваться намеченного. Итак, чего хочет правительство. Раньше Белый дом объяснял народу необходимость перемен немного заумно. Рынок услуг ЖКХ (по результатам прошлого года) - это 11,5 млрд. долларов. Примерно третью часть на нем составляют бюджетные деньги. Оставшиеся 7,5 млрд. распределяются в следующей пропорции: 5 млрд. платим мы, а 2,5 млрд. - никто. Эта чудовищная сумма как бы повисает в воздухе и с каждым годом накапливается. И рано или поздно, подобно лавине, рухнет и сметет все на своем пути: лопнут ржавые трубы, коротнет проводка, никто не вывезет мусор...
Вот и предлагают. Во-первых, повысить тарифы и довести их до уровня рентабельности, во-вторых, резко уменьшить число льготников. В кулуарах поговаривали о том, что неплохо бы еще выселять злостных неплательщиков. И сократить число льготников миллионов эдак на 26.
Сегодня позиция власти несколько изменилась. Белый дом устами вице-премьеров заявляет, что жаждет не крови льготников и злостных неплательщиков, а намерен всего-навсего навести порядок в этом запутанном вопросе. Нас уже почти не пугают коммунальным хаосом, а спокойно объясняют суть реформ. Всех льготников поделят, образно говоря, на три группы. Одну (ветеранов труда) придется финансировать регионам, «федералов» (перечислить их не позволяет газетная площадь: это 24 категории граждан!) соответственно, федеральная казна, на что будет выделено более 13 млрд. рублей. Третья группа - это граждане, чьи расходы на коммунальные платежи составляют 22 и более процентов доходов. Их тоже защитит Центр, в бюджете на субсидии малообеспеченным жильцам заложено 5 млрд. рублей. Казалось бы, кто от таких предложений может отказаться? О чем вообще тут спорить? Конструктивно, наглядно, разумно.
Любой рекламщик знает, что лучше всего играть на положительных эмоциях аудитории, а не доводить ее до полуобморочного состояния. И в этом смысле правительственным имиджмейкерам - большая «пятерка». Молодцы, справились. Дело за малым: провести поправки через нижнюю палату, что вполне реально: коммунисты и аграрии, конечно, упрутся. Но в целом голосов хватит. Нам же остается лишь задавать наивные вопросы. Ну, например, такой: если раньше из федеральной казны выделялось почти 4 млрд. долларов на дотирование ЖКХ, а со следующего года запланировано всего 0,55 млрд. (13 млрд. рублей федеральных дотаций льготникам плюс 5 млрд. рублей адресных субсидий), то получается колоссальная «экономия» - почти 3,5 млрд. рублей. Это на миллиард долларов перекрывает даже вышеупомянутую прошлогоднюю «черную дыру». Согласитесь, огромный прогресс. Но если в наступающем году у нас опять потекут трубы и остынут батареи - какую причину тогда придумаем для оправдания реформ? На трудности переходного периода?
И почему государство так уверено, что 5 млрд. рублей хватит всем малообеспеченным квартиросъемщикам России?

Игорь ЕЛКОВ.