Сергей Митрохин
Утром качество, вечером - деньги.
Такой должна быть реформа ЖКХ. Но сегодня все наоборот
"Независимая газета", 20 марта 2002 г.

Об авторе: Сергей Митрохин - депутат Государственной Думы, фракция "ЯБЛОКО".

Недавно Герман Греф сделал сенсационное заявление: перехода на 100% оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) не будет. Чиновники Госстроя, разработавшие программу модернизации ЖКХ, на сенсацию никак не отреагировали. Да и зачем? Программу, принятую правительством в ноябре прошлого года и требующую перейти к 100% оплате в 2003 г., никто и не думал отменять.

Смысл любой программы заключается не столько в перечне мероприятий, сколько в их последовательности, то есть что сначала, а что потом. Госстрой отвечает на него однозначно. Сначала граждане расстанутся со своими деньгами, начав платить 100% за тарифы и ставки, размеры которых увеличатся в 3-4 раза, - путем включения в них затрат на текущий и капитальный ремонт, субсидии малоимущим, а также в силу отмены льготы по НДС при оплате жилья и роста тарифов энергетических монополий. Потом они в качестве компенсации за это получат "повышение качества коммунальных услуг". Как говорится, утром деньги, вечером - стулья. А где же гарантии получения "стульев", то есть качества? Они в принципе несовместимы с сугубо фискальными целями программы.

В программе Госстроя невозможно найти ответа на вопрос о том, за что будут граждане платить столь большие суммы. В отношениях между гражданами и коммунальщиками царит сегодня полный абсурд. Первые не в состоянии измерить предоставляемые им услуги по причине отсутствия индивидуальных и коллективных приборов учета воды и тепла. Вторые выставляют гражданам счета, основанные на умозрительных стандартах, разработкой которых занимается армия чиновников на всех уровнях власти. Поскольку стандарты скрыты от граждан дымовой завесой бюрократических инструкций, у коммунальщиков возникают безграничные возможности для разного рода приписок. Некоторым москвичам, ухитрившимся установить в своих квартирах счетчики (вопреки яростному сопротивлению коммунальных служб), удалось выяснить, что разница между реальным и виртуальным объемом коммунального "продукта" составляет от 200 до 400%!

Сегодня никто, в том числе и Минфин, не сможет ответить на вопрос, какая часть консолидированного бюджета разбазаривается только потому, что правительство не создало системы учета и определения реальной стоимости коммунальных услуг. Не сумев (и даже не попытавшись!) обуздать развращенного ею же самой монополиста, власть оставляет наедине с ним население. Гражданам предлагается решать задачи рационального хозяйствования, с которыми не справилась власть. А для того чтобы у них был стимул это делать, они должны больше платить. Сможет ли вообще средний россиянин оплачивать "реформированные" тарифы? За субсидиями придут только те, кто будет в состоянии выдержать садистскую процедуру получения-предоставления бесчисленных справок. Вместо ожидаемого правительством резкого притока средств в ЖКХ может произойти резкий отток, так как бюджетные деньги туда поступать перестанут, а количество неплательщиков резко возрастет. Тем самым деградация ЖКХ будет не остановлена, а ускорена.

Фискальный подход к реформе нуждается в срочном пересмотре. Перестав платить дотации ЖКХ, власть быстро забудет о его существовании. Надо установить мораторий на переход к полной оплате услуг до 2008 г., как требует Закон "Об основах жилищной политики". Очевидно, что ЖКХ наряду с образованием и медициной является отраслью, чей коммерческий потенциал должен сдерживаться социальными ограничениями. Бюджетные деньги нужно не убирать из ЖКХ, а заставлять их работать на структурные реформы. Эти деньги должны рассматриваться не как подачка иждивенцам, а как возврат долга, возникшего у государства за годы полного пренебрежения к коммунальной сфере. Часть этого долга можно возвратить, вернув муниципальным бюджетам - главным донорам ЖКХ - ряд региональных и федеральных налогов, отнятых у них в последние годы.

На первом этапе должен быть заложен информационный и правовой фундамент реформы. Нельзя повысить качество услуг, не выявив их количество. Нужно четко определить и закрепить в законе понятие и перечень ЖКУ, установив для каждой из них отдельную норму оплаты потребителем. Создать систему их мониторинга и определения реальной стоимости. Для этого поначалу достаточно под контролем организованных потребителей выборочно установить счетчики в нескольких домах в каждом городе. Данная мера позволит выявить реальную стоимость услуг и сократить объем приписок. В новом Жилищном кодексе свести в единую ясную картину все жилищные права. Развернуть общероссийскую кампанию по разъяснению жилищно-коммунальных прав граждан, особо подчеркивая право отказа от оплаты ЖКУ в случае невыполнения договоров.

Для регионов и городов сформулировать не фискальные, а структурные задания. Такой-то процент счетчиков, кондоминиумов, конкурирующих подрядчиков, аудиторских проверок (с публикацией их результатов), жильцов, заключивших договора, - к таким-то срокам. Создать систему фондов, в которые отчислять средства, сэкономленные благодаря рационализации расходов на ЖКХ. Гарантированную часть этих средств легально выплачивать должностным лицам, добившимся такой экономии, а также главам регионов и городов, выполняющих задания. Разработать механизм государственного и муниципального заказа на ЖКУ, размещаемого на конкурсной основе. Это даст импульс развитию конкуренции.

С целью облегчить выполнение заданий установить временные льготы гражданам, платящим по счетчикам, а также организованным потребителям (ТСЖ, ЖСК и др.), чтобы стимулировать их создание в каждом доме. Надо понимать, что выбор подрядчика нельзя сделать в одиночку; для этого требуется коллективное решение жителей, возможное только в рамках кооператива. Таковы далеко не все, а лишь минимально необходимые меры, предваряющие переход к следующему этапу реформы, на котором возможна полная оплата ряда ЖКУ в регионах, выполнивших основные задания.

"Независимая газета", 20 марта 2002 г.