Сергей Митрохин
Позиция фракции "ЯБЛОКО" в связи с инициативами Правительства по реформе ЖКХ
Пресс-служба "Яблока", 14 ноября 2002 года

I. Принципиальные недостатки политики правительства


1. Реформа носит сугубо фискальный характер. Фискальные меры (повышение тарифов) не увязаны со структурными преобразованиями. Следствие - рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) не влечет за собой модернизации инфраструктуры ЖКХ и улучшения качества ЖКУ.

2. Реформа проводится в интересах монополиста-производителя ЖКУ, а не потребителя услуг. Следствия:

  • рост тарифов на фоне низкой платежеспособности населения становится фактором социального напряжения;
  • тарифы становятся фактором инфляции;
  • развращение монополиста, который не заинтересован в снижении издержек. (Тарифы растут, а трубы продолжают течь).

3. Цель правительства - в короткие сроки свалить на население всю ответственность за финансирование ЖКХ за исключением малоимущих (число которых Госстрой оценивает в 10%). Однако в категорию малоимущих не попадает огромное число бедных людей. Особую тревогу вызывает то, что Правительство хочет форсировать переход на полную оплату таких услуг как капитальный ремонт, что непосильно для большинства населения.

4. Политика навязывания всей стране единых федеральных стандартов перехода к 100% оплате полностью игнорирует специфику регионов, особенно со сложными климатическими условиями (Крайний Север, Дальний Восток). Следствие - резкий рост неплатежей в ряде регионов, что чревато катастрофами системы ЖКХ.

II. Предложения фракции

1. Фискальные меры должны быть жестко привязаны к структурным реформам. Недопустимо повышение тарифов без проведения структурных реформ:

  • демонополизация, прозрачность монополий, стимулы для установки счетчиков и ТСЖ
  • обеспечение прозрачности тарифов на услуги, предоставляемые национальными и локальными монополиями, в том числе такими как РАО ЕЭС и ГАЗПРОМ;
  • стимулирование создания добровольных объединений граждан - потребителей услуг ЖКХ;
  • исключение из состава затрат всех непроизводительных расходов, не связанных напрямую с производственной деятельностью, в том числе долгов государства;
  • создание системы учета реальной стоимости и объема коммунальных услуг, потребляемых населением;
  • установлению взаимной ответственности производителей и потребителей услуг ЖКХ на основе договоров;
  • перевод существующих бюджетных субсидий организациям ЖКХ и льгот в денежные доходы населения.


2. Переход к полной оплате должен осуществляться дифференцированно для каждого региона. Единственным федеральным стандартом должен быть социальный стандарт адресной помощи малоимущим гражданам (компенсационный стандарт), который должен утверждаться не правительством, а законом. Финансирование стандарта - за счет средств федерального бюджета. За регионами остается право устанавливать компенсационный стандарт менее федерального при условии, что это осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

3. Дотации регионам должны быть дифференцированы на основе специальной методики. Дотации должны работать на проведение структурных реформ.

4. Недопустимо упразднение любых льгот до замены их компенсациями за счет федерального бюджета.

Эти и другие принципиальные позиции зафиксированы в поправках фракции к проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", внесенном Правительством РФ в Думу. В настоящее время фракция приняла солидарное решение не поддерживать законопроект в первом чтении.

Комментарий: Документ был передан президенту Владимиру Путину на встрече с лидерами фракций 14 ноября 2002 г. в связи с намечавшимся рассмотрением в Госдуме поправок в закон "Об основах федеральной жилищной политики". 19 ноября Совет Государственной Думы, с подачи лидеров фракций, входящих в "Союз четырех" ("Единство", ОВР, "Народный депутат" и "Регионы России") принял решение об отложении рассмотрения законопроекта и его доработке. В "ЯБЛОКЕ" выражают удовлетворение, что предложения фракции услышаны, поддерживают решение о переносе рассмотрения закона и готовы к работе над изменением концепции реформы и доработкой законопроекта. Вместе с этим документом, президенту были переданы поправки фракции к правительственному проекту закона.

Пресс-служба "Яблока", 14 ноября 2002 года