Сергей Митрохин
Как проводить реформу ЖКХ?
"Трибуна", 14 ноября 2002 года

У правительства и "Яблока" разные приоритеты.

В конце октября в "Трибуне" была опубликована статья И. Елкова, посвященная проблеме реформы жилищно-коммунального хозяйства России. Главная мысль, автора: правительственная реформа жесткая, но приведет к наведению порядка. Критиков же реформы (среди которых называется и партия "Яблоко") обвиняют в "отвлеченности" от суровых реалий российской действительности и использовании острой темы в пропагандистских целях.

Трудно согласиться с уважаемым автором. Зная ситуацию во многих регионах, я могу со всей ответственностью утверждать -не "коммунальная оппозиция", а именно правительство совершенно оторвалось от жизни подвластного населения. Действия, которые предпринимает власть в сфере ЖКХ, могут спровоцировать вал коммунальных катастроф. Собственно, перекладывание расходов на население -практически единственная реально реализующаяся составная часть "реформы", главная цель которой является откровенно фискальной: сэкономить бюджетные средства.

Получив счет на 800 рублей за плохую двухкомнатную квартиру и имея семейный доход в 5.000 рублей, вы лишаетесь прав на получение субсидии. Правительство относит вас к состоятельным гражданам, которые способны оплачивать все услуги сами. И этим все сказано. Но есть порог повышения тарифов, за которым количество реально собираемых денег начинает сокращаться. В сентябре нынешнего года я побывал в Магадане. Там после резкого повышения тарифов на услуги ЖКХ уровень неплатежей сразу вырос до 40 процентов. Люди не могут отдать денег больше, чем они зарабатывают, а ведь еще нужно что-то есть и одеваться. Попытка "выбить" деньги путем выселения может иметь опасные социальные последствия. Пример Воронежа и Ульяновска, где после резкого повышения квартплаты начались волнения, показал это со всей очевидностью.

Рост тарифов может быть обоснован только в том случае, если сопровождается повышением качества коммунальных услуг: починкой дырявых труб, сокращением перебоев поставки воды и тепла и т. п. Однако в инициативах правительства никакой связи между ценами на услуги и их качеством не прослеживается. Главный приоритет - экономия для бюджета: вся ответственность за состояние ЖКХ сбрасывается на население. Монополист знай себе поднимает тариф, а трубу все равно чинить не собирается. Вся "реформа" сводится к дальнейшему развращению монополиста, созданию еще более благоприятных условий для его паразитирования на бесправии потребителя.

"Яблоко" с таким подходом не согласно. Наши приоритеты - качество услуг и права потребителя. Наша позиция проста: повышение тарифов недопустимо, если ему не предшествуют реальные изменения в ЖКХ. Какие это изменения? Во-первых, создание конкурентов везде, где это возможно. Только тогда нынешний монополист зачешется и начнет чинить трубу. С целью экономии. Организация конкурсов для подрядных организаций, управляющих коммунальными сетями. Не можешь починить трубу? Допускаешь отключение тепла зимой? Освободи место другому.

Во-вторых, полная прозрачность тарифов. Сегодня в них "сидят" роскошные особняки и автомобили, базы отдыха и много чего еще. Мы требуем публикации всех затрат коммунальных монополий. Когда из тарифов будут "вычищены" все непроизводственные затраты, может быть, не придется их повышать?
В-третьих, установка счетчиков за счет коммунальных служб и бюджета. Из-за их отсутствия мы сегодня оплачиваем такие объемы воды и тепла, которые реально не потребляем.

В-четвертых, поддержка товариществ собственников жилья и жилищно-коммунальных кооперативов.Без них невозможна никакая реформа. Сегодня людей наказывают рублем за членство в таких организациях, так как они лишены права на льготы. Мы же считаем, что за это надо не наказывать, поощрять. Вступил в товарищество - на время платишь коммунальщикам меньше, чем до вступления.

За чей счет все это делать? Наш ответ на этот вопрос предельно прост: на текущем этапе бюджетные деньги надо не убирать из ЖКХ, а заставлять их работать на структурные реформы.

Теперь о льготах. Смысл наших предложений вовсе не в их сохранении, как об этом пишет И. Елков. Мы требуем, чтобы льготы были заменены адресными денежными компенсациями из федерального бюджета. Правительство же хочет свалить ответственность за это на регионы, у которых, разумеется, денег нет.
Эти и еще многие другие предложения внесены "Яблоком" в виде поправок к Закону "Об основах федеральной жилищной политики". Предстоит жестокая борьба с поправками правительства, принятие которых может привести к росту коммунальных тарифов к началу 2004 года в 4-5 раз. И это - по самым скромным оценкам!

В заключение хочу обратить внимание еще на одну неточность, допущенную И. Елковым. Он почему-то полагает, что позиции "Яблока" и СПС по проблеме ЖКХ разошлись. Но это не так. На прошедшем двадцать первого октября 2002 года заседании Всероссийского демократического совещания СПС присоединился к резолюции по ЖКХ, предложенной "Яблоком". Резолюция предлагает не поддерживать инициативы правительства по проведению фискальной реформы ЖКХ. Так что СПС, выполняя взятые на себя обязательства, должен будет вместе с "Яблоком" отказать правительству в его стремлении решить свои проблемы за счет населения.

"Трибуна", 14 ноября 2002 года