Сергей Митрохин
Модернизация или узаконенное ограбление?
Выдержит ли Красноярский край реформу ЖКХ
Красноярский рабочий, 12 февраля 2002 г.

Недавнее заседание правительства, посвященное вопросам жилищно-коммунальной реформы, не оставило никаких сомнений: власть ударными темпами движется по пути к стопроцентной оплате гражданами коммунальных услуг. Почему попытка государства переложить свои обязательства на граждан называется "реформой", не очень понятно - гораздо больше это напоминает очередное узаконенное ограбление. Пропаганда "реформ" начинает принимать совсем уж неприличные формы. Мы, граждане России, как-то совершенно неожиданно оказались иждивенцами на шее у государства, доплачивающего нам за коммунальные услуги. Создается впечатление, что чиновники достают эти деньги из своего кармана. На самом же деле очевидно, что карман наш. Фактически население полностью оплачивает потребляемые услуги, так как начало платить налоги. Платежи коммунальным службам в Красноярском крае поступают от граждан на 40 процентов непосредственно, а на 60 процентов* - через посредничество местных бюджетов, куда идут налоги от граждан и предприятий, на которых они работают. Способ, конечно, не очень рациональный, но он не дает оснований утверждать, что "население недоплачивает за коммунальные услуги". Эту циничную ложь вдалбливают нам в головы по той причине, что есть проблема ответственности за бедственное состояние коммунальной отрасли, грозящее с года на год обернуться катастрофами по всей стране. Чиновники спешат заявить, что виноват в этом существующий порядок оплаты коммунальных услуг, а не государство. Но в 1993 году, когда доля населения в оплате коммунальных услуг была еще меньше, объем отремонтированного жилого фонда был в семь раз больше, чем сегодня. Это значит, что главной причиной бедствий ЖКХ является не мнимое "иждивенчество" граждан, а изменение бюджетных приоритетов государства, которое еще к тому же регулярно отнимало доходы у местных бюджетов - главных посредников между налогоплательщиками и коммунальными службами. Другая цель чиновничьего мифа - снять с государства все финансовые обязательства в сфере ЖКХ. Раз население "недоплачивает" за коммунальные услуги, то необходимые деньги надо взять у него. А государство здесь ни при чем: объем бюджетных средств, не направленных им за минувшие 10 лет на ремонт теплосетей, подсчитывать никто не собирается. И никто не обещает снизить налоги на сумму коммунальных дотаций, от бремени которых будут освобождены бюджеты.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, сколько же будет платить российский гражданин за услуги ЖКХ после окончания реформы. Дело в том, что правительство предлагает закладывать в тарифы затраты на текущий и капитальный ремонт, а также долги неплательщиков перед бюджетом. Одновременно будет отменена льгота по НДС при оплате жилья. К этому надо добавить рост тарифов энергетических монополий (РАО ЕЭС, Газпром). Это означает, что к моменту перехода на полную оплату услуг ЖХК тарифы на них возрастут по сравнению с нынешними в 2-2,5 раза (без учета инфляции). Сможет ли вообще средний россиянин реально платить эту сумму? Одна жительница Сахалинской области сообщила мне о том, что получила счет за квартиру на 2200 рублей - ровно столько составляет ее зарплата. После проведения фискальной реформы таких людей будут миллионы. За субсидиями придут только те, кто будет в состоянии выдержать садистскую процедуру получения-предоставления бесчисленных справок. В результате вместо ожидаемого правительством резкого притока средств в ЖКХ может произойти резкий отток, так как бюджетные деньги туда поступать перестанут, а количество неплательщиков резко возрастет. Итоги "реформ" могут стать прямо противоположными планам правительства - деградация ЖКХ будет не остановлена, а ускорена. Уместно задаться вопросом, что же получат граждане за немалые деньги, которые им придется платить коммунальникам. На этот вопрос правительство в программе модернизации жилищно-коммунального комплекса торжественно отвечает: "повышение качества коммунальных услуг!". Однако для того, чтобы качество повысилось, нужны масштабные структурные преобразования: переход на индивидуальную систему учета тепла, воды, газа, создание жилищных товариществ, способных выступать реальными коллективными покупателями услуг, демонополизация отрасли и создание в ней конкурентной среды, обеспечение прозрачности тарифов и многое другое. Все эти меры в программе есть, отсутствует только одна мелочь - сроки и механизмы их осуществления. О сроках речь заходит только там, где говорится об увеличении тарифов, график которого никак не увязывается с заданиями по структурным реформам. Да и сами задания сформулированы в общей форме, без контрольных цифр и конкретных планов реализации. Для рядового гражданина из этого вытекает не очень веселый вывод: платить он станет намного больше за услуги нынешнего качества. Да еще и худшего - ведь инфраструктура ЖКХ стареет с каждым днем. Все сказанное, конечно, не означает, что от планов жилищно-коммунальной реформы надо отказаться. Однако это должна быть именно реформа, а не очередной "сравнительно честный способ отъема денег у населения". Начать нужно с пересмотра основных концептуальных подходов правительства к реформам, не менявшихся с 1992 года. Социальные результаты реформы ЖКХ должны стать приоритетом по отношению к чисто фискальным задачам. На практике это означает, что тарифы надо повышать только по мере осуществления структурных преобразований. Следовательно, срок перехода к полной оплате услуг нужно продлить хотя бы до 2008 года, как это предусмотрено статьей 15 закона "Об основах жилищной политики". Дотации, которые будут доплачиваться бюджетами в этот период, должны рассматриваться не как вынужденная подачка иждивенцам, а как часть долга, возникшего у государства за годы полного пренебрежения к жилищно-коммунальной сфере. Из этого подхода вытекает необходимость немедленных мер по расширению и укреплению доходной базы муниципальных бюджетов. Не надо вводить новые налоги - достаточно перераспределить в пользу местного самоуправления несколько региональных и федеральных доходных источников. Другое обязательное условие - законодательные гарантии соблюдения при проведении реформы социальных прав граждан, а также неухудшения по ее результатам социального положения населения. Законом должны быть закреплены следующие нормы:

1. Запретить введение повышения оплаты за коммунальные услуги на территориях, где средний уровень зарплаты не достигает официального прожиточного минимума. Привлечение средств на капремонт и реконструкцию инфраструктуры на этих территориях осуществлять под гарантии федерального бюджета.

2. На период реформы установить норму рентабельности услуг предприятий ЖКХ на уровне 10 процентов. Если этого не сделать, тарифы будут расти еще и в силу этого фактора. Принципиально важно, чтобы бремя переходного периода ложилось не только на население и государство, но и на коммунальные службы.

3. Обязать муниципальные власти ежегодно проводить независимый аудит предприятий ЖКХ, а его результаты публиковать: сколько денег было потрачено, на что именно, и как эти цифры сопоставляются с предварительными планами. Только таким образом можно избежать разбухания тарифов за счет гигантских зарплат, "мерседесов" и командировок по изучению зарубежного опыта.

4. Обязать коммунальников согласовывать с потребителями норму рентабельности своей работы и нормативы потребления услуг. Их партнерами на таких переговорах должны становиться общества потребителей и жилищные товарищества.

5. Гарантировать денежную компенсацию гражданам при отмене любых льгот.

6. Обязать региональные и местные власти содействовать жильцам многоквартирных домов при создании некоммерческих организаций жилищной сферы - предоставлять им помещение и оборудование под управляющие офисы.

7. На период реформы запретить включение в тарифы долгов неплательщиков, средства на текущий и капитальный ремонт. Эти обязательства должны взять на себя муниципальные власти при поддержке государства.

8. Установить, что стопроцентная оплата коммунальных услуг, ремонта и содержания жилья допускается только в том случае, если между коммунальниками и потребителями установлены договорные отношения.

9. Наделить граждан правом оспаривать решения о повышении размера оплаты коммунальных услуг в суде в случае несоответствия этих услуг установленным нормативам, отсутствия договорных отношений с поставщиками услуг, отказа коммунальных служб от установки счетчиков потребления ресурсов, отсутствия мер по демонополизации коммунальных служб в случае, когда она возможна, и в ряде других.

10. Установить мораторий на приватизацию жилищно-коммунальных монополистов, которую предусматривает правительственная программа. В этой своей части она явно нацелена на присвоение наиболее лакомых предприятий их нынешними руководителями в сговоре с контролирующими их чиновниками. Если не ввести мораторий, в городах возникнет новая прослойка коммунальных олигархов, которые никогда не допустят появления конкурентов.

Отдельная проблема - проведение реформы в регионах Крайнего Севера. Если в более южных регионах коммунальную катастрофу еще можно как-то пережить, то на Севере она может повлечь гибель людей. Кроме того, долгий отопительный сезон означает, что люди будут больше платить за тепло только потому, что они - северяне. Учитывая эти обстоятельства, для регионов Крайнего Севера следует установить отдельный график и особый порядок перехода к полной оплате коммунальных услуг. Там должна действовать система понижающих коэффициентов, а выпадающие средства должны возмещаться из федерального бюджета.

Поправки, содержащие эти предложения, уже внесены в Государственную Думу фракцией "Яблоко". Правительство будет вынуждено выразить к ним свое отношение. Это и станет "моментом истины", который позволит понять, какую цель преследует власть, проводя реформу ЖКХ, - улучшить жизнь людей или сбросить с себя давно надоевшую обузу.

Красноярский рабочий, 12 февраля 2002 г.