Квартирный вопрос
No.45 от 22.11.2002

ТСЖ и дотации


Игорь Иванченко.

Уважаемый Игорь!

В соответствии с распоряжением правительства г. Москвы №348-РПот21 апреля 1999 года "Об утверждении порядка финансирования товариществ собственников жилья"

"Размер (сумма) финансирования из бюджета г. Москвы расходов на возмещение убытков от эксплуатации (управление, обслуживание и ремонт) жилищного фонда, находящегося в управлении товариществ собственников жилья (далее - финансирование расходов), определяется как разница между доходами за счет платежей, полученных от пользователей жилыми помещениями, от сдачи в аренду нежилых помещений, и планово-нормативными расходами на его эксплуатацию.

Доход определяется как сумма средств, начисленных в оплату жилищных услуг нанимателям, арендаторам, владельцам и собственникам жилых помещений, и начислений по арендной плате арендаторам нежилых помещений.

Расчет производится путем умножения:

а) общей площади жилых помещений (если в доме имеются коммунальные квартиры, то по ним - жилой площади), занимаемых по договору социального или коммерческого найма и являющихся государственной собственностью г. Москвы, находящихся в собственности физических лиц, имеющих одно и единственное жилье и зарегистрированных в нем, или собственности граждан в результате приватизации, на нормативную ставку оплаты жилищных услуг, утверждаемую распоряжением премьера правительства Москвы для определения размера бюджетного финансирования ТСЖ.

Эта нормативная ставка устанавливается, исходя из ставок, утверждаемых для домов без лифта, мусоропровода и прочего инженерного оборудования, наличие которого учитывается при дифференциации ставок оплаты жилищных услуг (размер применяемой нормативной ставки устанавливается одновременно с утверждением ставки планово-нормативного расхода);

б) общей площади жилых помещений, находящихся в оперативном управлении, хозяйственном ведении или в собственности юридических лиц, являющихся собственностью физических лиц, кроме тех, что названы в п. а) настоящего раздела, и занимаемых по договору аренды, на ставку, отражающую фактические расходы по управлению, обслуживанию и ремонту жилищного фонда конкретного дома ТСЖ;

в) общей площади жилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы и сдаваемых в социальный или коммерческий наем, на ставки платы за социальный или коммерческий наем, рассчитанные или утвержденные в установленном порядке;

г) общей площади нежилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы и переданных в управление ТСЖ, на нормативную ставку арендной платы, что должно составлять часть нормативного дохода, составляемого в распоряжении товарищества;

д) общей площади нежилых помещений, являющихся собственностью ТСЖ, на ставку арендной платы, рассчитанную в порядке, утвержденном правительством Москвы на соответствующий период времени.

Планово-нормативный расход по эксплуатации жилищного фонда в переходный период реформы жилищно-коммунального хозяйства, когда сохраняется бюджетная дотация на управление, обслуживание и ремонт жилищного фонда, устанавливается исходя из планового расхода, утверждаемого распоряжением премьера правительства Москвы, в расчете на один кв. м общей площади жилых помещений.

Расчет планово-нормативного расхода производится путем умножения общей площади жилых помещений на установленную на соответствующий период времени ставку планово-нормативного расхода.

Ставка планово-нормативного расхода рассчитывается как частное от деления суммы принятых при формировании бюджета на очередной год доходов от эксплуатации жилищного и нежилого фонда (без учета доходов от взимания платы за вывоз БТО) и дотации из бюджета на эксплуатацию жилищного фонда (без учета средств, предназначенных на возмещение выпадающих доходов от предоставления льгот по оплате услуг по вывозу БТО) на плановую среднеэксплуатируемую площадь жилищного и нежилого фонда. Расчет производится по планируемым показателям для административных округов без учета организаций городского подчинения.

Выпадающие доходы ТСЖ, связанные с предоставлением льгот по оплате жилищных услуг и услуг по вывозу мусора гражданам, имеющим на то право в соответствии с действующими на территории города законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Москвы, проживающим в домах, находящихся в управлении товариществ собственников жилья, возмещаются из бюджета г. Москвы через Городской центр жилищных субсидий и при определении доходов ТСЖ не учитываются.

В распоряжении товариществ собственников жилья остаются и не учитываются при расчете бюджетного финансирования следующие доходы:

- доходы, получаемые в качестве эксплуатационных сборов с арендаторов, владельцев, собственников нежилых помещений;

- доходы, получаемые товариществом собственников жилья в соответствии с уставной деятельностью, в т. ч. от оказания посреднических услуг по сбору платежей, вносимых в пользу других организаций, от оказания платных услуг по ремонту внутриквартирного инженерного оборудования и др.

На первом этапе расчета суммы финансирования из бюджета расходов на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, определяется промежуточный результат без учета доходов от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы (части нормативного дохода, оставляемого в распоряжении товарищества), - расчетный убыток от эксплуатации жилищного фонда.

Он определяется как разница между суммой доходов за счет платежей, полученных от пользователей жилыми помещениями, и от сдачи в аренду нежилых помещений, находящихся в собственности ТСЖ, и планово-нормативными расходами на эксплуатацию строения.

В случае отсутствия в доме, находящемся в управлении ТСЖ, нежилых помещений, находящихся в государственной собственности г. Москвы, сумма финансирования из бюджета расходов на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, равна расчетному убытку от эксплуатации жилищного фонда ТСЖ.

Владельцем государственной собственности в г. Москве в домах, находящихся в управлении ТСЖ, выступает организация, выполняющая функции заказчика по управлению городским жилищным фондом и учитывающая помещения, являющиеся государственной собственностью г. Москвы, но расположенные в доме, находящемся в управлении ТСЖ, на своем балансе.

Финансирование из бюджета г. Москвы расходов на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, осуществляется на основании договора на финансирование расходов на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, заключаемого между городской службой заказчика, если в доме, находящемся в управлении ТСЖ, есть помещения, являющиеся государственной собственностью г. Москвы и учитываемые названной службой на своем балансе, и ТСЖ. Если же в доме, находящемcя в управлении ТСЖ, нет помещений, являющихся государственной собственностью г. Москвы, то орган, заключающий с ТСЖ договор на финансирование, определяется в каждом конкретном случае распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы по Комплексу городского хозяйства по представлению Департамента финансов и Управления городского заказа.

По ТСЖ, созданным на жилищных и жилищно-строительных кооперативах с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, таким городским заказчиком является Государственное унитарное предприятие по обслуживанию жилищной кооперации.

Расчеты суммы финансирования из бюджета г. Москвы расходов на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ (вт. ч. расчетного убытка), производятся товариществом или структурой, уполномоченной на то ТСЖ.

Размер подлежащего возмещению расчетного убытка от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, на год и в расчет на 1 кв. м среднеэксплуатируемой жилой площади согласовывается организацией, осуществляющей бюджетное финансирование.

Затем ТСЖ получает в Департаменте государственного и муниципального имущества г. Москвы подтверждение о части нормативного дохода, оставляемого в соответствующем году в распоряжении ТСЖ, после чего между городской службой, осуществляющей финансирование, и ТСЖ заключается вышеназванный договор.

При этом на ТСЖ или структуру, которой переданы функции управления кондоминиумом, в обязательном порядке возлагается обязанность:

- составления сметы доходов и расходов по содержанию жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, по утвержденной форме и представления ее в установленные сроки на рассмотрение организации, осуществляющей финансирование;

- ведения бухгалтерской, статистической и другой отчетности, предусмотренной соответствующими нормативными документами, и представления ее в установленные сроки в организацию, осуществляющую финансирование, и налоговые органы.

Расчет суммы финансирования из бюджета расходов на возмещение убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, производится исходя из соответствующих статистических, финансовых и нормативных показателей на 1 января расчетного года.

Изменение размеров платежей за жилищные и эксплуатационные услуги в течение года в связи с изменением ставок оплаты услуг из-за изменения видов собственности и статуса плательщиков не учитывается.

В соответствии с постановлением правительства г. Москвы от 16 июля 2002 года № 535-ПП "Об утверждении ставок".

Расходы по эксплуатации (управлению, обслуживанию и ремонту) жилищного фонда исходя из утвержденного бюджета (ставку планово-нормативного расхода) для возмещения убытков от эксплуатации жилищного фонда, находящегося в управлении товариществ собственников жилья, утверждены в размере б руб. 70 коп. за один квадратный метр общей площади жилых помещений в месяц.

Ставка оплаты услуг технического обслуживания дома для начисления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, в собственности которых находится одно и единственное жилое помещение и они зарегистрированы в нем, но оплачивают услуги технического обслуживания дома по ставке, отражающей фактические расходы по содержанию и ремонту строения, утверждена в размере 6 руб. 70 коп. за один квадратный метр общей площади жилых помещений в месяц.


 
Наталия Захарова, юрист.