Домоуправление в тупике


Армен Уриханян

Одни московские чиновники жалуются депутатам на других, городское хозяйство в Москве успешно изнашивается, а реформа ЖКХ продолжает буксовать.

Теоретически выход давно уже найден — оказание жилищно-коммунальных услуг следует организовать таким образом, чтобы горожане сами осуществляли управление своим и общим имуществом, принимали решения и могли бы контролировать их выполнение. Для этого были придуманы товарищества собственников жилья (ТСЖ), которых в Москве на сегодня создано 850.

Однако современная форма самоуправления уживается с большим трудом, а во многих кондоминиумах вовсе решили от них отказаться и сохранить прежнюю государственную систему управления — ДЕЗ. Жители опасаются браться за управление домом в условиях огромного числа проблем. Пока не сформирован рынок услуг, где были бы одинаковые правила финансово-хозяйственной деятельности для всех желающих. По данным начальника управления координации деятельности товариществ собственников жилья и паспортизации жилищного фонда правительства Москвы Виталия Акимкина, разница в стоимости услуг диспетчерской службы, аварийно-восстановительной службы для ДЕЗ и ТСЖ достигает 10, а то и 150 раз. ДЕЗ все еще продолжает получать бюджетные дотации на благоустройство территорий, а ТСЖ, созданное в точно таком же доме, — нет. Несовершенство законодательства не позволяет создавать реальные источники самофинансирования ТСЖ (кроме членских взносов и платежей населения). ТСЖ также не удается конкурировать с ДЕЗ из-за правовых преград в освоении чердачных пространств и строительстве мансард, использовании нежилых помещений, стен своих домов и прилегающих к домам территорий под рекламу или в других коммерческих целях.

На днях в Мосгордуме во время слушаний по данной проблеме Виталий Акимкин пожаловался столичным депутатам на явное нежелание некоторых структур в правительстве Москвы содействовать продвижению реформы. Имелись в виду департаменты по жилищной политике и по земельно-имущественным отношениям. Более того, по его словам, префектуры и районные управы яростно сопротивляются формированию кондоминиумов и развитию жилищного самоуправления. Свою "медлительность" власти объясняют тем, что, мол, жители не готовы к ТСЖ, поэтому рано еще передавать им полномочия управления. "Все, чего мы достигли, делается благодаря помощи отдельных личностей, имена которых не стоит называть, чтобы не пострадало дело", — заявил Акимкин.

Депутат Мосгордумы Дмитрий Катаев сказал "Времени МН": "Оформить землю для ТСЖ в Москве практически невозможно. А мы прекрасно знаем, что без собственности на землю ни один инвестор не придет. Кроме того, нет типового договора, где можно было бы указать взаимные обязательства города, граждан и обслуживающих организаций, нет рассчитанного баланса расходов-доходов. Правительство давным-давно могло и должно было это сделать".

Кроме того, депутат уверен, что никогда город на своем уровне не дотянется до каждого отдельного дома (со всеми его особенностями). Всегда эта работа будет проводиться формально. По мнению Катаева, она под силу только полноправному, полноценному местному самоуправлению, которого в Москве нет. На слушаниях все согласились, что проблема комплексная и что для ее решения на уровне правительства, видимо, нужно учредить отдельный пост вице-премьера. Чтобы его слушались все профильные департаменты. Между тем во время обсуждений кто-то спросил:

— А есть ли в Москве человек или организация, которая отвечает за все эти вопросы и принимает решения?

— Вот мы и перед вами отвечаем, только ответить не можем никак. Все стоим на месте и топчемся, — виновато откликнулся начальник департамента Акимкин.

Вот поэтому хотя бы те москвичи, которые имеют финансовые возможности, не дожидаясь глобальных перемен, просто переезжают в элитные дома. Там жизнь течет по своим правилам и на своем качественном уровне.


Листать выпуск дальше: здесь