БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ЗАСТОЙ В РЕФОРМЕ ЖКХ БЛИЗОК К ЗАВЕРШЕНИЮ
Частные компании пытаются вывести реформу ЖКХ из тупика. Этой зимой крупный бизнес доказал свою эффективность в российской коммуналке
Михаил Абызов

Об авторе: Михаил Абызов - председатель совета директоров ОАО "Российские коммунальные системы", зампредседателя правления ОАО РАО "ЕЭС России".

Не секрет, что потенциально опасное состояние коммунальной инфраструктуры создает угрозу для социальной стабильности. Хронические сбои в системах энергоснабжения легко могут спровоцировать акции протеста. Такими же протестами чревато и неоправданное повышение коммунальных тарифов.

С середины 90-х годов узел коммунальных проблем в России пытались развязать исключительно бюрократическими, чиновничьими методами. Утверждались многочисленные концепции, составлялись планы, рисовались графики – а ситуация в отрасли к лучшему не менялась: тарифы росли, доля оплачиваемых населением услуг приближалась к 100%, но инвестиций так и не появилось. Не уменьшалась и угроза аварий. Все более очевидной становилась пропасть между модернизируемой «большой» энергетикой и разваливающейся коммунальной отраслью. Пришедший в «большую» энергетику частный капитал принес с собой современные методы управления, качество и финансовую эффективность.

Кто и зачем приходит сегодня в коммунальный бизнес? В первую очередь это крупные промышленные предприятия, заинтересованные в модернизации коммунальной инфраструктуры на тех территориях, для которых они являются градообразующими. Для них участие в реформировании ЖКХ – вопрос социальной стабильности и доступности предоставления коммунальных услуг потребителям, которые одновременно являются работниками этих градообразующих предприятий. К таковым можно отнести крупные металлургические предприятия Сибири и Урала. Вторая часть крупного бизнеса, которая сегодня идет в коммунальное хозяйство, – это те компании, которые заинтересованы в том, чтобы развиваться как профессиональные участники: частные операторы рынка жилищно-коммунальных услуг.

«Российские коммунальные системы» (РКС) – это непосредственно тот оператор, который целью своей деятельности ставит предоставление качественных коммунальных услуг потребителям и реализацию масштабных программ по реабилитации коммунальной инфраструктуры. Идея РКС состоит в том, чтобы соединить мощности большой энергетики, современный менеджмент крупного бизнеса и направить их на санацию и оздоровление ЖКХ.

РКС не стремится к монополизации рынка коммунальных услуг. В первую очередь мы будем развивать бизнес на тех территориях, где у нас есть соглашения о взаимодействии с местными властями. Такие соглашения подписаны РКС в 28 регионах. Их реализация в 2004–2007 гг. позволит достичь запланированных объемов бизнеса в размере 10% от совокупной реализации коммунальных услуг в целом по РФ, которая, по самым скромным подсчетам, составляет свыше 300 млрд. руб. в год.

Если говорить о философии компании, то мы хотим реализовать программный проект, результат которого олицетворял бы новый национальный стандарт качества коммунальных услуг. Претендовать на выполнение этой задачи можно, если подобная оценка будет дана работе компании каждым нашим потребителем, которых уже сейчас 4,5 млн. Это наши клиенты, и именно на их ожидания мы ориентируемся.

Когда современный российский бизнес взялся за наведение порядка в коммуналке, выяснилось, что перманентный кризис очень удобен для некоторых представителей местных элит. Ситуация сильно различается по разным регионам и муниципалитетам. Где-то власть достаточно профессионально занимается решением проблем ЖКХ. Однако в некоторых регионах чиновники привыкли кормиться на коммунальных финансовых потоках. По информации, которая была озвучена на итоговом заседании коллегии Госстроя РФ в минувшую среду, около 60% предприятий жилищно-коммунального комплекса России в настоящее время являются банкротами.

Надежды на улучшения в ЖКХ федеральные власти все больше связывают с приходом частных компаний и готовы оказывать им всяческую поддержку. Но быстрое и позитивное развитие частного бизнеса в управлении коммунальном хозяйством сдерживается слабостями муниципалитетов как контрагентов договоров. В частности, в муниципалитетах нет культуры проведения конкурсов на услуги частных компаний. Как правило, нет муниципального заказа на развитие инфраструктуры. Еще одна проблема – медленное и неадекватное перспективное планирование городов. Практически все существующие генпланы опираются на устаревшие строительные и коммунальные технологии.

Наконец, законопроекты по коммунальной реформе, которые уже внесены в Госдуму, требуют серьезной доработки. Пока эти законопроекты не отвечают на ключевые вопросы – удастся ли нам остановить деградацию инфраструктуры, каким образом и в какие сроки будет полностью реабилитировано российское ЖКХ.