Название документа Размер
  6-ЗК от 11.03.98
  Основы жилищной политики в городе Москве
42.2 kb





	
	
	
	
	
	
	
	
	
	Основы жилищной политики в городе Москве
	
	Настоящий Закон определяет основные принципы реализации 
конституционного права жителей Москвы на жилище в условиях 
дальнейшего развития жилищной реформы, становления различных форм 
собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере и 
обеспечивает защиту прав граждан на жилище.
	Целью жилищной политики в городе Москве является: дальнейшее 
развитие различных форм улучшения жилищных условий москвичей путем 
установления государственных гарантий предоставления бесплатно или за 
доступную плату малоимущим гражданам жилья из государственного и 
муниципального жилищных фондов; создание системы государственной 
поддержки в жилищной сфере, обеспечивающей реальную возможность 
приобретения жилья в собственность либо получения его на условиях найма; 
упорядочение существующей системы льгот на получение жилья 
социального использования, а также проживание в жилище, отвечающем 
требованиям действующих стандартов качества.

ГЛАВА 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
	
	Статья 1. Право на жилище. Обеспечение прав граждан на жилище
	
	1. Жители Москвы имеют право на жилище. Это право обеспечивается 
городом Москвой как субъектом Российской Федерации путем 
предоставления жилых помещений, находящихся в государственном и 
муниципальном жилищных фондах, на условиях договора социального или 
коммерческого найма, а также содействия в приобретении жилого 
помещения в собственность в домах государственного и муниципального 
жилищных фондов, ЖСК, индивидуального строительства за счет 
собственных или заемных средств, а также по иным основаниям, 
предусмотренным действующим законодательством.
	2. Город Москва оказывает гражданам, нуждающимся в улучшении 
жилищных условий, помощь путем предоставления жилищных субсидий, 
выпуска государственных жилищных облигационных займов, 
предоставления гарантий банковских кредитов и ссуд на строительство и 
приобретение жилья. 
	
	Статья 2. Государственные гарантии права граждан на жилище 
	
	1. Приоритетным направлением государственной помощи в ходе 
реализации жилищной реформы является: поддержка жилищного 
строительства путем прямого бюджетного финансирования строительства 
социального жилья; развитие различных форм инвестирования средств 
граждан и юридических лиц в жилищную сферу; внедрение новых форм 
внебюджетного финансирования.
	2. Государственное стимулирование привлечения собственных или 
заемных средств физических и юридических лиц в городе Москве для 
строительства жилья осуществляется путем выпуска муниципальных 
жилищных займов, предоставления банковских кредитов и ссуд, жилищных 
субсидий, а также в других формах, предусмотренных действующим 
законодательством.
	3. Московская городская Дума по представлению Правительства 
Москвы ежегодно утверждает приоритеты распределения жилой площади во 
вновь вводимом в эксплуатацию государственном и муниципальном 
жилищных фондах города Москвы, предоставляемой по договорам 
социального или коммерческого найма, а также подлежащей продаже.
	4. Управление и распоряжение государственным и муниципальным 
жилищными фондами города Москвы осуществляют органы 
законодательной и исполнительной власти, в рамках своих полномочий, 
устанавливающие порядок учета, распределения и продажи жилья, 
предоставляющие жилые помещения по договорам социального и 
коммерческого найма, аренды в установленном порядке, а также 
осуществляющие ремонт, содержание и эксплуатацию жилищного фонда 
города Москвы. 
	
	Статья 3. Жилищное законодательство и иные нормативные 
правовые акты города Москвы, регулирующие 
жилищные отношения
	
	1. Законодательными актами города Москвы, регулирующими 
жилищные отношения, являются: Устав города Москвы, настоящий Закон, 
Жилищный кодекс города Москвы и другие законы города. Жилищные 
отношения могут регулироваться: постановлениями Московской городской 
Думы, Правительства Москвы, распоряжениями Мэра Москвы, иными 
нормативными правовыми актами, которые не должны противоречить 
настоящему Закону,  Жилищному кодексу и другим законам города Москвы.
	2. Жилищное законодательство и иные нормативные правовые акты 
города Москвы являются составной частью жилищного законодательства 
Российской Федерации.
	3. В случае противоречия между Федеральным законом и нормативным 
правовым актом города, регулирующим жилищные отношения, изданным 
вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения 
Российской Федерации и города Москвы, действует нормативный правовой 
акт города Москвы.
	
	Статья 4. Отношения, регулируемые жилищным 
законодательством города Москвы
	
	Жилищное законодательство города Москвы регулирует отношения в 
жилищной сфере между органами государственной власти, местного 
самоуправления и юридическими и физическими лицами по поводу:
	- учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 
распределения и предоставления жилых помещений в домах 
государственного и муниципального жилищных фондов города;
	- пользования жилыми помещениями независимо от форм и видов 
собственности на них;
	- возникновения, изменения и прекращения права собственности на 
жилое помещение либо его часть;
	- управления и распоряжения жилищным фондом города;
	- обеспечения сохранности, содержания, эксплуатации и ремонта 
жилищного фонда города;
	- организации и деятельности в жилищной сфере органов 
территориального общественного самоуправления, товариществ 
собственников жилья;
	- договорных отношений в области организации жилищного хозяйства;
	- проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства;
	- передачи в аренду, в аренду с правом выкупа юридическим и в 
коммерческий наем (в том числе с правом выкупа) физическим лицам жилых 
помещений государственного и муниципального жилищных фондов города 
Москвы;
	- иных отношений в соответствии с законодательством Российской 
Федерации и города Москвы.
	
	Статья 5. Целевое назначение жилища 
	
	1. Жилище предназначено для проживания граждан.
	2. Под жилищем понимается жилой дом (часть дома), жилое 
помещение (квартира, комната), предназначенное и пригодное для 
проживания, благоустроенное применительно к условиям города Москвы, 
отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям.
	3. Запрещается использовать для проживания граждан помещение, не 
отвечающее санитарным, техническим нормам и требованиям.
	4. Размещение в жилых помещениях промышленных производств не 
допускается.
	5. Размещение предприятий, учреждений, организаций в жилых 
помещениях  допускается только после перевода их в нежилые.
	6. Допускается использование жилых помещений для осуществления 
индивидуальной и творческой деятельности, если это не нарушает прав и 
законных интересов других граждан. 
	
	Статья 6. Жилищный фонд города Москвы 
	
	1. Жилищный фонд города Москвы - совокупность всех жилых 
помещений независимо от форм собственности, пригодных для проживания 
и находящихся в пределах административно-территориальных границ города 
Москвы, а также жилые помещения и жилые дома, принадлежащие на праве 
собственности городу Москве за пределами территории города.
	2. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, 
предназначенные для торговых, бытовых и других нужд.
	3. На территории города Москвы могут находиться жилые дома, жилые 
помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, 
субъектам Российской Федерации, иностранным государствам, иностранным 
юридическим и физическим лицам.
	4. Жилищный фонд города Москвы состоит из:
	а) частного жилищного фонда - жилых помещений, находящихся в 
собственности граждан, а также юридических лиц;
	б) жилищного фонда, находящегося в общей долевой собственности 
нескольких собственников (юридических и физических лиц, товариществ 
собственников, жилищно-строительных кооперативов);
	в) государственного и муниципального жилищных фондов, 
принадлежащих на праве собственности городу Москве.
	
	Статья 7. Обязанности и ответственность граждан, юридических 
лиц при пользовании жилыми помещениями
	
	1. Граждане, юридические лица несут обязанности по сохранности и 
использованию жилищного фонда города, предусмотренные федеральным 
законодательством, настоящим Законом, Жилищным кодексом, иными 
нормативными правовыми актами города.
	2. Юридические и физические лица обязаны:
	- использовать жилые помещения в соответствии с их назначением;
	- не нарушать права и законные интересы иных физических, 
юридических лиц, нормы и правила проживания в жилых домах;
	- бережно относиться к жилищному фонду, обеспечивать сохранность 
жилых помещений, инженерного оборудования, мест общего пользования 
жилого дома и придомовой территории;
	- соблюдать действующие правила пользования жилым помещением, 
содержания жилого дома и придомовой территории, выполнять 
предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, 
экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и 
эксплуатационные требования;
	- нести расходы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилых 
помещений и жилых домов;
	- оплачивать фактически предоставляемые коммунальные услуги;
	- своевременно платить налоги;
	- нести иные обязанности в соответствии с действующим 
законодательством.
	3. Граждане и юридические лица, не выполняющие обязанности, 
предусмотренные настоящей статьей, несут административную и уголовную 
ответственность в соответствии с действующим законодательством 
Российской Федерации и города Москвы.
	
	
	ГЛАВА 2.  СОБСТВЕННОСТЬ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ
	
	Статья 8. Право собственности на жилое помещение 
	
	1. Жилое помещение либо его часть может находиться в частной, 
государственной и муниципальной собственности, в собственности 
общественных и иных объединений. Жилое помещение является 
недвижимым имуществом.
	2. Собственник жилого помещения имеет право владеть, пользоваться 
и распоряжаться им в соответствии с его назначением. Собственник жилого 
помещения имеет право: сдавать его внаем, в аренду, передавать в залог в 
целом и по частям, отчуждать, вселять других лиц в установленном порядке, 
а также совершать иные действия, не противоречащие закону и не 
нарушающие права  других лиц.
	3. Переоборудование, перевод в нежилой фонд, реконструкция и 
модернизация жилых помещений могут осуществляться только с разрешения 
органов исполнительной власти города.
	4. Размер, количество и стоимость жилых помещений, принадлежащих 
одному собственнику, не ограничиваются.
	5. Переход жилого помещения из одной формы собственности в 
другую осуществляется в порядке и на условиях, установленных 
гражданским и жилищным законодательством. Переход права собственности 
на жилое помещение не влечет изменения и прекращения жилищных и 
смежных прав граждан и юридических лиц на это жилое помещение, 
принадлежащее им на основании договоров социального и коммерческого 
найма (в том числе с правом выкупа), аренды, аренды с правом выкупа, а 
также хозяйственного ведения или оперативного управления. 
	
	Статья 9. Основания приобретения жилых помещений, жилых 
домов в собственность
	
	Право собственности на жилое помещение или его часть приобретается 
на основании:
	а) приватизации нанимателем жилого помещения, находящегося в доме 
государственного и муниципального жилищных фондов;
	б) строительства и реконструкции жилых домов, помещений;
	в) внесения членом жилищно-строительного кооператива всей суммы 
паевого взноса за жилое помещение;
	г) участия в товариществах собственников во вновь строящихся домах;
	д) совершения сделок купли-продажи (в том числе с рассрочкой 
платежа), мены, дарения, отчуждения с условием пожизненного содержания 
и других гражданско-правовых сделок, не противоречащих 
законодательству;
	е) получения жилых помещений в порядке наследования;
	ж) правопреемства в случае реорганизации юридического лица;
	з) надлежащего исполнения договора аренды с правом выкупа;
	и) предоставления жилого помещения в качестве компенсации за 
утрату жилища, находившегося в частной собственности, вследствие сноса, 
реконструкции, а также в связи с изъятием земельного участка для 
государственных и городских нужд или иным основаниям;
	к) по другим основаниям в соответствии с действующим 
законодательством.
	
	Статья 10. Товарищества собственников 
	
	1. Товарищества собственников образуются собственниками жилых, 
нежилых помещений, другого недвижимого имущества многоквартирных 
домов (собственниками жилых домов) в соответствии с законодательством 
Российской Федерации и города Москвы.
	2. В общую долевую собственность товариществ собственников 
входят: межквартирные лестницы, лифты, коридоры, крыши, подвалы, 
технические этажи и другие места общего пользования, внеквартирные 
инженерные системы и оборудование, включая элементы внешнего 
благоустройства, которые определяются и передаются товариществам в 
момент образования в безусловном порядке и уточняются в соответствии с 
изменением их состава.
	3. Товарищества собственников управляют общей долевой 
собственностью членов товарищества, контролируют издержки, 
осуществляют выбор эксплуатирующих и ремонтных организаций. Порядок 
управления и использования товариществами объектов нежилого фонда, а 
также порядок содержания, ремонта жилых помещений, жилых домов 
регулируются уставом, решениями общего собрания членов товарищества в 
соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
	
	Статья 11. Прекращение права собственности на жилые 
помещения
	
	1. Право собственности на жилое помещение прекращается в 
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации при 
отчуждении собственником жилого помещения другим лицам, при отказе 
собственника от права собственности, утрате права собственности на жилое 
помещение и в иных случаях, предусмотренных законом, а также при 
принудительном его изъятии в случаях, предусмотренных законом.
	2. Прекращение права собственности граждан на жилое помещение в 
связи со сносом, изъятием земельного участка, на котором находится жилое 
помещение, регулируется законодательством Российской Федерации и 
города Москвы. Прекращение права собственности осуществляется путем 
отчуждения жилого помещения в установленном порядке.
	3. Принудительное изъятие жилых помещений не допускается, кроме 
случаев, предусмотренных законом. Изъятие жилых помещений по 
основаниям, предусмотренным законом, при отсутствии согласия 
собственника может производиться лишь на основании решения суда, 
вступившего в законную силу.
	
	
	ГЛАВА 3.  ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ 
ПОМЕЩЕНИЯМИ
	
	Статья 12. Предоставление жилых помещений 
	
	1. Предоставление жилых помещений для проживания граждан 
осуществляется:
	а) по договору социального найма в домах государственного и 
муниципального жилищных фондов города Москвы;
	б) по договору коммерческого найма или приобретения жилья в 
собственность;
	в) путем вступления в строительные или иные товарищества, 
кооперативы и объединения, а также финансирования строительства за счет 
собственных или привлеченных средств;
	г) путем покупки и погашения жилищных ценных бумаг;
	д) по другим законным основаниям.
	2. Все действия жилищных органов, связанные с постановкой на учет и 
предоставлением жилых помещений по договорам социального найма, 
осуществляются бесплатно.
	
	Статья 13. Нормы предоставления жилых помещений 
	
	1. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется 
в пределах социальной нормы общей площади на одного человека.
	2. Социальная норма - размер общей площади, приходящейся на 
одного человека, в пределах которого осуществляется предоставление жилья 
по договору социального найма,  составляет 18 кв. м общей площади на 
одного человека. При этом размер общей площади определяется как сумма 
площадей всех помещений квартиры, включая жилые комнаты, кухни, 
холлы, встроенные шкафы, лоджии, балконы, веранды, террасы и холодные 
кладовые. По письменному заявлению гражданина допускается 
предоставление жилого помещения менее социальной нормы при условии 
снятия гражданина с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
	3. При предоставлении жилого помещения по договору коммерческого 
найма или по договору купли-продажи, в том числе путем вступления в 
жилищные товарищества и жилищно-строительные кооперативы, размер 
жилья социальными нормами не ограничивается.
	4. При переселении из жилого помещения в связи с реконструкцией, 
капитальным ремонтом, сносом и по иным основаниям граждане 
обеспечиваются равнозначными или равноценными жилыми помещениями 
либо им предоставляется денежная компенсация в порядке, предусмотренном 
действующим законодательством. Переселение из жилого помещения 
производится только с согласия граждан, постоянно проживающих в этом 
помещении, а при отсутствии согласия - на основании решения суда, 
вступившего в законную силу.
	5. После принятия Правительством Москвы решения об освобождении 
строения в связи со сносом, реконструкцией или по иным основаниям не 
допускается со дня вынесения решения: изменение договора найма, обмен, 
переоборудование жилых помещений. С согласия наймодателя допускается 
вселение в жилое помещение, расположенное в доме, подлежащем 
отселению, супругов, престарелых родителей и других граждан при условии 
соблюдения требований законодательства о социальной норме площади 
жилья на одного человека, кроме случаев вселения несовершеннолетних 
детей.
	
	
	
	
	Статья 14. Порядок предоставления жилых помещений 
	
	1. Жилые помещения по договорам найма предоставляются гражданам, 
состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 
порядке очередности исходя из времени принятия на учет.
	2. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются 
граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) в 
городе Москве не менее 10 лет и относящиеся к категориям лиц, 
установленным законами и нормативными правовыми актами Российской 
Федерации и города Москвы.
	3. В соответствии с очередностью принятых на учет по месту 
регистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, им 
предоставляется жилая площадь:
	- по договору социального найма в домах государственного и 
муниципального жилищных фондов города Москвы в пределах социальной 
нормы жилья;
	- по договору коммерческого найма;
	- путем приобретения жилого помещения в собственность с 
использованием субсидий, займов, ссуд и иных льгот, установленных 
законодательством Российской Федерации, законами и нормативными 
правовыми актами города Москвы.
	4. Граждане, принятые и состоящие на учете по улучшению жилищных 
условий по правилам, действовавшим до введения в действие настоящего 
Закона, сохраняют свою очередность и право получения жилых помещений 
по договору социального найма.
	5. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и 
предоставлении жилья по договору социального найма по месту работы на 
предприятиях и в учреждениях, созданных на базе государственной и 
муниципальной собственности и финансируемых за счет бюджетных 
средств, которым выделяется жилая площадь из государственного и 
муниципального жилищных фондов, осуществляется по совместному 
решению администрации и профсоюзного комитета (профсоюзных 
комитетов), действующего на предприятиях и в учреждениях, на основании 
коллективного договора.
	6. Гражданам, указанным в п. 4 настоящей статьи, а также принятым на 
учет для получения жилого помещения по договору социального найма в 
соответствии с настоящим Законом, предоставляется приоритетное право на 
улучшение жилищных условий путем предоставления жилья по договору 
коммерческого найма или приобретения жилья с использованием 
установленных действующим законодательством льгот в зависимости от года 
постановки на учет по улучшению жилищных условий.
	
	Статья 15. Договоры социального и коммерческого найма 
	
	1. Договор социального найма жилого помещения - соглашение, в силу 
которого собственник или уполномоченный им орган (наймодатель) передает 
нанимателю жилое помещение в пользование, в пределах социальной нормы 
площади жилья, на срок, установленный действующим законодательством, а 
наниматель обязуется использовать его для проживания, своевременно 
вносить плату за пользование им и оплачивать коммунальные услуги. 
Основанием для заключения договора социального найма является выписка 
из решения органа исполнительной власти. Не допускается предоставление 
по договорам социального найма жилых помещений гражданам, не 
состоящим на учете и имеющим доходы на каждого члена семьи выше 
уровня, равного десятикратному размеру минимальной заработной платы, за 
исключением случаев, предусмотренных законодательными актами 
Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами города 
Москвы.
	2. Договор коммерческого найма - соглашение, по которому 
собственник жилого помещения или уполномоченный им орган 
(наймодатель) передает нанимателю жилое помещение без ограничения 
размеров за договорную плату во временное владение и пользование, а 
наниматель обязуется использовать его в соответствии с назначением и 
своевременно выполнять обязательства по договору. В договоре 
коммерческого найма должны быть указаны граждане, которые будут 
постоянно проживать с нанимателем. Указанные граждане должны быть 
ознакомлены с условиями договора коммерческого найма. Граждане, 
постоянно проживающие с нанимателем, имеют равные с ним права по  
пользованию жилым помещением. Примерный договор коммерческого 
найма жилого помещения в домах государственного и муниципального 
жилищных фондов утверждается Правительством  Москвы.
	3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору 
коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе и с рассрочкой 
платежа) занимаемого ими жилого помещения по согласованию с 
собственником или уполномоченным им органом, предоставившим это 
жилое помещение в порядке и на условиях, установленных договором купли-
продажи.
	4. В случае отказа граждан, состоящих на учете по улучшению 
жилищных условий, от получения жилых помещений по договору 
коммерческого найма, данные помещения могут предоставляться по 
договору коммерческого найма гражданам, не являющимся очередниками по 
улучшению жилищных условий.
	5. Плата за коммерческий наем жилого помещения аккумулируется на 
расчетных счетах организаций, осуществляющих управление жилищным 
фондом, и используется на восстановление и капитальный ремонт 
жилищного фонда, а также для расчетов с ресурсоснабжающими и иными 
подрядными организациями.
	6. Платежи в счет выкупа жилого помещения, предоставленного по 
договору коммерческого найма, направляются в целевой бюджетный фонд 
города Москвы для финансирования строительства муниципального жилья.
	7. Платежи по договору коммерческого найма, а также платежи в счет 
выкупа жилого помещения, находящегося в собственности города Москвы, 
вносятся независимо от факта пользования жилым помещением.
	
	Статья 16. Аренда жилого помещения 
	
	1. Собственники жилищного фонда имеют право предоставлять жилые 
помещения по договору аренды в порядке и на условиях, установленных 
законодательством. Право на получение жилых помещений по договору 
аренды из государственного и муниципального жилищных фондов города 
Москвы предоставляется исключительно юридическим лицам. По договору 
аренды собственник государственного и муниципального жилищных фондов 
или уполномоченный им орган обязуется предоставить юридическому лицу 
жилое помещение без ограничения размеров за договорную плату во 
временное владение и (или) пользование в целях проживания граждан, а 
арендатор обязуется использовать его в соответствии с назначением и 
своевременно выполнять обязательства по договору.
	2. Объемы жилой площади государственного и муниципального 
жилищных фондов, предоставляемые по договорам аренды, утверждаются 
Правительством Москвы.
	
	Статья 17. Аренда с правом выкупа 
	
	1. Собственник жилищного фонда имеет право предоставлять жилые 
помещения по договорам аренды с правом выкупа. Право на получение 
жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному 
жилищным фондам, по договорам аренды с правом выкупа предоставляется 
исключительно юридическим лицам, зарегистрированным в городе Москве и 
Московской области либо имеющим свои филиалы и представительства на 
территории города Москвы.
	2. По договору аренды с правом выкупа собственник либо 
уполномоченный им орган обязуется передать юридическому лицу жилое 
помещение, находящееся в собственности города Москвы, без ограничения 
его размеров за договорную плату во временное владение и пользование для 
проживания граждан до внесения всей выкупной стоимости и оформления 
права собственности на него. По истечении срока договора и внесения всей 
выкупной стоимости жилое помещение оформляется в собственность в 
соответствии с действующим законодательством.
	3. Объемы жилой площади, предоставляемой по договорам аренды с 
правом выкупа из жилищного фонда, находящегося в собственности города 
Москвы и предназначенного для продажи, утверждаются Правительством 
Москвы.
	4. Арендные платежи, платежи в счет выкупа, плата за коммунальные 
услуги и услуги по эксплуатации, содержанию и ремонту жилищного фонда 
по договорам аренды с правом выкупа устанавливаются договором между 
арендатором и собственником. Арендные платежи, платежи в счет выкупа, 
плата за коммунальные услуги и услуги по эксплуатации, содержанию и 
ремонту государственного и муниципального жилищных фондов города 
Москвы устанавливаются Правительством Москвы.
	5. Арендная плата за жилые помещения аккумулируется на расчетных 
счетах организаций, осуществляющих управление жилищным фондом, и 
используется на восстановление и капитальный ремонт жилищного фонда, а 
также для расчетов с ресурсоснабжающими и иными подрядными 
организациями.
	6. Платежи в счет выкупа за жилые помещения, предоставленные по 
договорам аренды с правом выкупа, направляются в целевой бюджетный 
фонд города Москвы для финансирования строительства муниципального 
жилья.
	7. Арендные платежи, платежи в счет выкупа за жилые помещения, 
находящиеся в собственности города Москвы, вносятся независимо от факта 
пользования жилым помещением.
	
	Статья 18. Пользование квартирами коммунального заселения 
	
	1. Квартира коммунального заселения - жилое помещение, состоящее 
из двух или более комнат, занимаемых несколькими гражданами как по 
отдельным договорам найма, так и принадлежащих им на праве частной 
собственности.
	2. Освобождающиеся изолированные комнаты в квартирах 
коммунального заселения, относящиеся к государственному и 
муниципальному жилищным фондам, должны предоставляться 
проживающим в этой квартире нанимателям, нуждающимся в улучшении 
жилищных условий (с учетом права на дополнительную площадь) и 
имеющим право на получение жилых помещений по договорам социального 
найма.
	3. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части второй 
настоящей статьи, освободившееся жилое помещение передается иным 
нанимателям или собственникам этой квартиры по договору коммерческого 
найма или/и купли-продажи. Условия и сроки выкупа комнат в квартирах 
коммунального заселения определяются Правительством Москвы.
	4. При согласии всех нанимателей один из них может приобрести иные 
жилые помещения и передать их для переселения другим нанимателям 
коммунальной квартиры в частную собственность, занять освободившиеся в 
квартире жилые помещения без дополнительной платы и оформить их в 
собственность в установленном порядке.
	5. При отсутствии в данной квартире граждан, указанных в частях 2, 3, 
4 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется 
другим гражданам по договору социального, коммерческого найма или 
продается собственникам других комнат в установленном порядке. 
	
	
	ГЛАВА 4.  ОПЛАТА ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
	
	Статья 19. Государственное регулирование оплаты жилья и 
	коммунальных услуг
	
	1. В целях повышения уровня эксплуатации и сохранности жилищного 
фонда города, качества предоставляемых коммунальных услуг и развития 
конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы 
органы власти города Москвы обеспечивают:
	а) поэтапный переход от бюджетного дотирования жилищно-
коммунального хозяйства к оплате в полном объеме жилищно-
коммунальных услуг потребителями;
	б) демонополизацию, создание конкурентной среды в сфере 
строительства, управления и эксплуатации жилищного фонда;
	в) переход на договорные отношения между субъектами собственности 
и хозяйствования;
	г) формирование структур, представляющих интересы собственников 
жилья и права потребителей жилищно-коммунальных услуг.
	2. Гражданам гарантируется социальная защита в виде предоставления 
компенсаций (субсидий) на оплату жилищных и коммунальных услуг при 
условии, что семья (гражданин), имеющая совокупный доход в расчете на 
каждого человека, не превышающий установленный прожиточный минимум, 
не должна расходовать на оплату жилья и коммунальных услуг, в пределах 
социальной нормы площади жилья и коммунальных услуг, свыше половины 
установленного федеральным законодательством минимального размера 
оплаты труда в расчете на каждого человека. 
	
	Статья 20. Оплата жилья 
	
	1. Оплата жилья в государственном, муниципальном и частном 
жилищных фондах города включает:
	а) плату за содержание мест общего пользования в жилых домах и 
придомовой территории (за техническое обслуживание дома и придомовой 
территории);
	б) плату за наем жилья (в домах государственного и муниципального 
жилищных фондов).
	Уровень максимально допустимой доли собственных расходов граждан 
на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, в 
пределах социальной нормы жилья, утверждается Московской городской 
Думой. Плата за содержание и ремонт жилья, занимаемого по договорам 
социального или коммерческого найма, устанавливается Правительством 
Москвы по согласованию с Московской городской Думой.
	2. Текущий ремонт сданного внаем жилого помещения, включая 
оборудование индивидуального (семейного) пользования, является 
обязанностью нанимателя, оплачивается нанимателем за счет собственных 
средств и не входит в оплату жилья и коммунальных услуг.
	3. Текущий ремонт жилого помещения, принадлежащего гражданам на 
праве собственности, является обязанностью собственника данного жилого 
помещения (если иное не установлено договором на обслуживание), 
оплачивается им за счет собственных средств и не входит в оплату услуг 
технического обслуживания и коммунальных услуг.
	4. Плата за жилые помещения государственного и муниципального 
жилищных фондов должна компенсировать затраты на текущую 
эксплуатацию и обеспечивать наймодателю установленный уровень 
рентабельности.
	5. Плата за техническое обслуживание жилья, принадлежащего 
гражданам на праве собственности, предусматривает возмещение издержек 
на обслуживание, капитальный, текущий ремонт мест общего пользования в 
жилых домах, придомовой территории и устанавливается в порядке, 
определенном законодательством города.
	6. Капитальный ремонт дома, в котором находится сданное внаем 
жилое помещение, производится за счет средств наймодателя. 
	
	Статья 21. Оплата коммунальных услуг 
	
	1. Москва как субъект Российской Федерации устанавливает ставки и 
тарифы оплаты коммунальных услуг.
	2. Тарифы на коммунальные услуги утверждаются Региональной 
межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при 
Правительстве Москвы с учетом предельного уровня платежей (в процентах 
к затратам, обеспечивающим полное возмещение издержек на 
предоставление коммунальных услуг), установленного в порядке, 
определенном законодательством.
	3. Ставки оплаты коммунальных услуг утверждаются Правительством 
Москвы по согласованию с Московской городской Думой.
	4. Оплата жилья и коммунальных услуг нанимателем производится с 
момента заключения договора найма.
	5. Если оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма не 
производится в течение шести месяцев, граждане подлежат выселению из 
занимаемого жилого помещения с предоставлением жилья по нормам 
общежития.
	Статья 22. Компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг 
	
	Компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг применяются в 
пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления 
коммунальных услуг, если иное не установлено действующим 
законодательством:
	1) по оплате жилья - для нанимателей жилых помещений в жилищном 
фонде социального использования, а также по оплате услуг за техническое 
обслуживание - для собственников в домах государственного, 
муниципального и частного жилищных фондов, имеющих единственное 
жилье;
	2) по плате за наем жилого помещения - для нанимателей жилых 
помещений в жилищном фонде социального использования;
	3) по оплате коммунальных услуг - по месту проживания граждан в 
домах любой формы собственности. 
	
	
	ГЛАВА 5.   УПРАВЛЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ 
	          ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
	
	Статья 23. Управление жилищным фондом 
	
	1. Управление жилищным фондом осуществляется собственником 
жилищного фонда непосредственно либо через уполномоченные им органы.
	2. Граждане и их объединения в жилых домах всех форм собственности 
имеют право участвовать в управлении жилищным фондом, в выборе 
эксплуатационных и ремонтных организаций с целью защиты своих 
экономических и социальных прав и интересов.
	3. Органы государственной власти города Москвы формируют 
городской и муниципальный заказы на обслуживание, ремонт и развитие 
объектов жилищно-коммунального хозяйства, привлекая для этой цели 
подрядные организации на конкурсной основе независимо от хозяйственно-
правового статуса при наличии у них лицензии на соответствующий вид 
работ, создают систему договорных отношений по оказанию жилищно-
коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами, 
нанимателями жилых помещений и управляющими жилищным фондом 
организациями, а также осуществляют постепенный переход на конкурсный 
отбор частных компаний для управления жилищным фондом и поэтапную 
приватизацию государственных предприятий, выполняющих работы по 
ремонту и эксплуатации жилищного фонда, содействуют созданию 
товариществ собственников жилья.
	
	Статья 24. Цели управления 
	
	1. Обеспечение более эффективного функционирования жилищно-
коммунального хозяйства.
	2. Формирование структур (службы заказчика, управляющие 
организации, товарищества собственников жилья и другие), представляющих 
интересы всех собственников жилья, защищающих права потребителей 
жилищно-коммунальных услуг.
	3. Введение договорных отношений на всех этапах производства и 
предоставления жилищно-коммунальных услуг, включая собственника-
домовладельца, производителя услуг и их потребителя.
	4. Завершение процесса передачи в муниципальную собственность 
ведомственных объектов жилищно-коммунального хозяйства.
	5. Создание системы договорных отношений в управлении жилищным 
фондом.
	
	Статья 25. Органы управления жилищным фондом 
	
	1. Управление частным жилищным фондом осуществляется 
собственниками, объединениями собственников жилых помещений либо 
управляющей организацией по поручению собственника, объединения 
собственников.
	2. Управление государственным жилищным фондом осуществляется 
государственными предприятиями, имеющими жилищный фонд на праве 
хозяйственного ведения, и государственными учреждениями, в оперативное 
управление которых передан жилищный фонд, или иными 
уполномоченными на то организациями.
	3. Управление муниципальным жилищным фондом осуществляется 
органами местного самоуправления и уполномоченными ими организациями.
	
	Статья 26. Обеспечение жилищно-коммунальными услугами 
	
	Собственники домов муниципального, государственного жилищных 
фондов или уполномоченные ими органы управления обеспечивают 
нанимателей, арендаторов и собственников жилых помещений в этих домах 
жилищно-коммунальными услугами, заключая при этом соответствующие 
договоры с хозяйствующими субъектами, с организациями, 
предоставляющими коммунальные услуги. Собственники частного 
жилищного фонда, товарищества собственников, члены жилищно-
строительного кооператива заключают договоры с подрядными 
организациями на содержание, техническую эксплуатацию и развитие 
указанных объектов.
	
	
	
	Статья 27. Обязанности собственника жилищного фонда по 
	обеспечению сохранности жилищного фонда
	
	Собственники жилищного фонда и объектов инженерной 
инфраструктуры обязаны:
	а) обеспечить сохранность жилищного фонда, объектов инженерной 
инфраструктуры и элементов внешнего благоустройства;
	б) своевременно производить капитальный ремонт жилищного фонда, 
объектов инженерной инфраструктуры и элементов внешнего 
благоустройства в соответствии с действующими правилами и нормами;
	в) обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования 
жилых домов и жилых помещений, техническую эксплуатацию жилищного 
фонда в соответствии с действующими правилами и нормами, надлежащее 
санитарное содержание жилых домов, мест общего пользования и 
придомовых территорий;
	г) нести риск случайной гибели или случайного повреждения 
принадлежащего им имущества, если иное не предусмотрено законом или 
договором. 
	
	Статья 28. Организация эксплуатации и ремонта жилищного 
фонда
	
	1. Содержание, техническая эксплуатация и ремонт муниципально-го, 
государственного и частного жилищных фондов осуществляются с 
обязательным соблюдением действующих правил и норм технической 
эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
	2. Подрядные организации независимо от форм собственности 
осуществляют по договору содержание, техническую эксплуатацию и ремонт 
муниципального, государственного и частного жилищных фондов на основе 
лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры, 
выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской 
Федерации и города Москвы.
	3. Договоры на техническую эксплуатацию, ремонт муниципального и 
государственного жилищных фондов и предоставление коммунальных услуг 
заключаются на конкурсной основе между собственником жилищного фонда 
(органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, 
товариществами собственников, жилищно-строительными кооперативами) и 
соответствующими организациями, предлагающими услуги лучшего 
качества на более выгодных для собственника условиях.
	4. Государственные и муниципальные жилищно-эксплуатационные и 
ремонтно-строительные предприятия обязаны осуществлять по договорам с 
собственниками недвижимости в жилищной сфере техническую 
эксплуатацию и ремонт частного жилищного фонда. Оплата расходов, 
связанных с технической эксплуатацией и ремонтом этих домов и объектов, 
производится на договорной основе.
	
	Статья 29. Обеспечение государственного контроля за 
содержанием и использованием жилищного фонда
	
	Государственный контроль за строительством, содержанием и 
использованием жилищного фонда, а также регулирование качества 
жилищно-коммунального обслуживания осуществляются органами 
государственной жилищной инспекции и органами местного 
самоуправления, которые в рамках своей компетенции осуществляют:
	а) контроль за соблюдением стандартов качества предоставляемых 
строительных и жилищно-коммунальных услуг;
	б) контроль за наличием соответствующих договоров у подрядных 
организаций, осуществляющих предоставление услуг;
	в) меры экономического и административного воздействия на 
управляющие, подрядные организации, собственников жилья при выявлении 
фактов нарушения нормативных требований и низкого качества работ;
	г) оперативное реагирование на обращения и заявления потребителей 
жилищно-коммунальных услуг.
	
	Статья 30. Вступление настоящего Закона в силу 
	
	Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.
	С вступлением в силу настоящего Закона правовые акты города 
Москвы, регулирующие отношения в жилищной сфере, применяются в 
части, не противоречащей настоящему Закону. 
	
	
	
	П.п. Мэр Москвы 			    Ю.М. Лужков
	Москва, Московская городская Дума 
	11 марта 1998 года
	№  6
	
	Разослано: по списку (см. оборот)
	
	Якушенко Э.С.
	291-23-95

Разослано: депутатам Московской городской Думы - 35 экз., руководителю 
аппарата Думы, государственно-правовому отделу Думы, 
информационно-аналитическому отделу Думы, пресс-центру 
Думы, "Ведомости Московской Думы", Мэру Москвы, 
полномочному представителю Мэра Москвы в Московской 
городской Думе, Управлению делами мэрии, Государственно-
правовому управлению мэрии, отделу по связям с 
представительными органами государственной власти 
Правительства Москвы, Председателю Московского городского 
суда, Председателю Арбитражного суда Москвы, Прокурору 
Москвы, Контрольно-счетной палате Москвы, 
Конституционному Суду Российской Федерации, Научному 
центру правовой информации, Государственно-правовому 
управлению Президента Российской Федерации (Гузанову Б.В.), 
Управлению делопроизводства аппарата Совета Федерации 
Федерального Собрания Российской Федерации, Управлению 
документационного обеспечения аппарата Государственной 
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, директору 
Парламентской библиотеки Российской Федерации (Андрее-
вой И.А.), Центру законотворчества Москвы (Вознесенский пер., 
21/6, к.467), "Тверская, 13", "Вестник мэрии Москвы", 
протокольному отделу Управления делами мэрии Москвы, 
Комитету муниципального жилья 
	
	
	Якушенко Э.С.
	291-23-95